Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Ольга РЫБАКОВА: «Опера» - это новое звание театра»

Реклама*



Ольга РЫБАКОВА: «Опера» - это новое звание театра»
Новости и события - Интервью

ольга рыбакова: «опера» - это новое звание театра»

Открытие Самарского академического театра оперы и балета – это важное событие не только для всей академической культуры, но и для имиджа нашего региона, поднятия его привлекательности. Для постановки современной оперы используются сложнейшие технологии. И, конечно, работа по ее созданию не закончится, а только начнется в день торжественного открытия самарской Оперы. Это будет самый масштабный культурный проект в регионе. В губернии появится Опера, которая займет достойное место в ряду европейских оперных театров. О том, что нас ожидает с открытием театра, рассказывает министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова.

- По вашему мнению, открытие театра оперы и балета - действительно событие европейского масштаба?

- Я в этом абсолютно уверена. Можно возразить: зачем вкладывать такие огромные деньги в жанр, который сегодня многие уже похоронили. Да, споры о том, жива опера или мертва, идут уже много лет. Независимо от этих дискуссий опера остается одной из вершин музыкальной культуры человечества, образцом сложнейшего и глубокого искусства. И теперь наши самарские дети, подростки, приходя в новую Оперу, быть может, и не поймут ее сложности и глубины, но будут точно знать: высокая культура – это нечто очень красивое, возвышенное и дорогое. Да-да, до-ро-го-е! Это не цинизм. Коль скоро мы живем в обществе потребления, то вынуждены оценивать культуру и искусство в таких категориях. И тот, кто помнит старый театр оперы и балета, очень четко почувствует эту разницу между старым и новым.

- Все новое у нас принято сначала громко критиковать и только потом анализировать. Этого не избежал и проект реконструкции самарской Оперы…

- Вы знаете, наверное, классическое определение: «Опера – это светская литургия». Это как религиозное действо. Мистерия, но наполненная высоким культурным смыслом. Быть может, одна из самых возвышенных форм музыкального искусства. Опера требует пафоса, торжественности. Это сложнейший синтетический жанр, в котором органично сплетены музыка, театральная режиссура, изобразительное искусство, литература и поэзия, элементы хореографии, а теперь еще и современные технологии. Современная опера, которая способна привлечь в свой зал публику – это не просто музыкальный спектакль среди фанерных декораций. Это зрелище в самом высоком понимании слова. Оперные театры всегда строились с учетом этой высокой миссии. Во времена расцвета оперного искусства, когда оперные дивы были единственными суперзвездами и бравые офицеры стрелялись из-за них каждый день, театры были подобны дворцам. Если вы были в Парижской или Венской Операх, то знаете, как сильна магия этих зданий. Или вспомните сюжет «Призрака оперы», где таинственное здание является не только декорацией, но и полноправным действующим лицом. Само оперное здание, его архитектура, внутренне убранство, меблировка – не просто важная часть - важнейшая! И когда новый интерьер самарской Оперы критикуют за излишнюю помпезность, то забывают несколько очень важных моментов. Во-первых, это не театральное здание, и строилось оно как дворец культуры имени Куйбышева. В 30-е годы это был новый символ культуры безбожной, утвердившийся на месте взорванного собора. А мы все-таки создали Оперу. Новую самарскую Оперу, у которой иные задачи, чем в 30-е годы. И мы сохранили при этом архитектуру здания, органично увеличили его мощь и масштабность. Сохранили советский стиль, сохранили цвет, серость, которая меня, например, давит. Но это тоже примета той эпохи, а значит, должен быть сохранен независимо от наших пристрастий. И конечно, критикам нашего проекта неплохо бы вспомнить, что оригинальный вид этого памятника архитектуры, особенно в части интерьеров, был утрачен еще в 1972 году, когда проводилась первая большая реконструкция. Мне кажется, тогда никто не возмущался происходящим и не устраивал истерик.

- В новом театре, наверное, и постановки будут более масштабными?

- Теперь в Самаре появится Опера, в которой можно ставить любой спектакль из репертуара Венской или Парижской оперы. «Призрак оперы» или любой другой спектакль самого высокого уровня сложности – пожалуйста! Считается, что в мире около 200 выдающихся опер. Так вот, теперь мы можем поставить любую оперу из этого списка, пригласив любого режиссера. Создание уникальных проектов с приглашенными режиссерами - это один из возможных путей развития самарской Оперы. Тем более что такой опыт есть. Все помнят уникальный эксперимент Мстислава Ростроповича, поставившего на сцене нашего театра «Видения Иоанна Грозного». Это был проект уникальный, который намного опередил свою эпоху. Сегодня, я уверена, подобная постановка на сцене новой самарской Оперы получила бы мировую славу. Мы рассчитываем на возрождение таких экспериментов. У нас есть для этого прекрасная площадка, есть фестиваль памяти Ростроповича и есть дружеские отношения с Валерием Гергиевым, который будет открывать нашу Оперу. Он не только великий дирижер, но и совершенно феноменальный театральный менеджер. Антрепренер, как называли их в дореволюционной России. И мы, конечно, рассчитываем на его помощь и поддержку.

- Опера на вырост... Сможем ли мы обеспечить достойное наполнение для такой великолепной формы?

- Это редкий, признаемся честно, случай, когда мы создали объект с хорошей перспективой. При всем уважении к труппе нашей Оперы, мы понимаем, что и ей, и нам всем придется еще очень много работать. Расти, чтобы создать в этом здании зрелища с использованием всех его безграничных возможностей. Ведь это тоже большой прорыв для Самары. Мы наконец-то получили концертный зал с уникальным техническим оснащением. Любой формат: архитектурная акустика для классических спектаклей, электроакустика с естественным звучанием инструментов, конференция и даже студия. Теперь прямо на сцене Оперы можно делать студийную запись целого симфонического оркестра. Это фантастические возможности. И эта фантастика станет реальностью уже осенью этого года.

- Почему вы все время говорите об опере? Разве в новом театре не будет балета?

- Конечно, будет, и об этом мы еще поговорим подробнее. Просто «Опера» - это не название, а, скорее, звание театра. Показатель его уровня. Например, в Парижской и Венской Операх есть балетные спектакли и всемирно известные труппы, и великие танцоры, но в названии этих театров звучит только слово «Опера». Наш театр начинался как дворец культуры, потом стал академическим театром оперы и балета, и вот теперь он вполне достоин того, чтобы занять свое место среди лучших музыкальных театров Европы. Это амбициозная задача, но у нас есть ресурсы и желание для ее реализации. Поэтому мы бы хотели, чтобы в обиход вошло сочетание «Самарская Опера».

- Классика или эксперимент? Чему будет отдано предпочтение?

- И тому, и другому. Сегодня главный смысл оперного искусства – это новое прочтение, новая интерпретация классических произведений. Как бы ни хотелось современным композиторам, но за последние 80 лет ни одной великой оперы не написано. Великой – это значит сравнимой с Верди, Вагнером или Бородиным. Оригинальное прочтение, современная режиссура, сценография, эффекты – вот что такое оперное искусство сегодня. Если мы посмотрим премьеры той же Парижской Оперы, то увидим, что из трех оперных премьер самая современная – это «Евгений Онегин»! А еще «Летучий голландец» Вагнера и «Итальянка в Алжире» Россини - обеим операм почти по двести лет. Но в каждом из трех случаев – это уникальное действо с использованием современных технологий, лучших режиссеров, художников и певцов. Это зрелище, которое покоряет сердца не только ценителей, но и простых зевак. Создание международных команд звезд для совместной работы над сценическими проектами – это наша мечта. Я надеюсь, что в новом здании Самарской Оперы мы сумеем такие команды собрать.

- Гости, приезжие знаменитости… а как же наши самарские творческие силы?

- Выступления звезд мировой величины - это еще и просвещение. Молодежь, которая занимается искусством, музыкой, хореографией, после таких концертов по-другому смотрит на свое дело, понимает его важность, перспективу и красоту. Но, конечно, этого недостаточно. Поэтому одна из важнейших задач, которую мы будем решать, – это возрождение нашей танцевальной школы. И не только в классическом репертуаре. Сегодня хореография и танцы – это мощнейшее культурное движение, объединяющее сотни тысяч людей. И новая площадка станет стимулом для развития классического балета и различных направлений современного танца. Я уверена, что через несколько лет на театральном небосклоне Самары зажгутся новые звезды. А то, как ярко они будут гореть, зависит и от нас с вами. От нашей поддержки и искреннего интереса к культуре вообще и высокому искусству в частности. Талантливая молодежь есть! Самарская Опера поможет ей раскрыть свои таланты.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Туган Сохиев станет главным дирижером Немецкого симфонического оркестра

News image

Российский дирижер Туган Сохиев займет пост главного дирижера Немецкого симфонического оркестра в Берлине. Маэстро сменит на этом посту Инго Мецмахе...

Бюджет постановки оперы «Псковитянка» в Пскове составляет 36 млн. рублей

News image

Бюджет постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка», которая будет представлена в Псковском кремле 22 июля, составит 36 млн. рублей. Об...

В Москве вновь были собраны все самые лучшие оркестры на традиционном фестивале под названием «Спасс

News image

  В Москве, первого сентября прошло насыщенное мероприятие, ну а точнее Международный военно-музыкальный фестиваль под названием «Спасская башня». ...

Оркестры и проекты:

News image

Ноксвиллский симфонический оркестр

Ноксвиллский симфонический оркестр (англ. Knoxville Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в гор...

News image

Симфонический оркестр Датского радио

Датский Национальный симфонический оркестр (также именуется Симфонический оркестр Датского радио, дат. DR Radiosymfoniorkestret)...

News image

Симфонический оркестр Итальянского радио в Турине

Симфонический оркестр Итальянского радио в Турине (до 1944 г. итал. Orchestra Sinfonica dell' E.I

News image

Резиденц-оркестр (Гаага)

Резиденц-оркестр (нидерл. Residentie Orkest), называемый также Гаагским филармоническим оркестром, — нидерландский симфонический...

News image

Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии

Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии — российский симфонический оркестр, базирующийся в Петрозаводске. ...

News image

Олег Лундстрем является руководителем старейшего в мире джазового оркестра

В тридцатые годы весь мир просто охватила настоящая джазовая лихорадка. Лундстрем на протяжении первого времени к столь модному ...