Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Исполнители - ВСПОМИНАЯ ЛЮБУ ВЕЛИЧ


ВСПОМИНАЯ ЛЮБУ ВЕЛИЧ
Новости и события - Исполнители

вспоминая любу велич

Люба Величкова родилась 10 июля 1913 г. в болгарской провинции, в небольшом селении Славяново, что неподалеку от крупнейшего порта страны Варны – после первой мировой войны городок был переименован в Борисово в честь тогдашнего болгарского царя Бориса III, поэтому в большинстве справочников указано именно это название в качестве родины певицы. Родители Любы – Ангел и Рада – происходили из Пиринского края (юго-запад страны), имели македонские корни.

Музыкальное образование будущая певица начала еще в детстве, обучаясь игре на скрипке. По настоянию родителей, желавших дать дочери «серьезную» специальность, изучала философию в Софийском университете, параллельно пела в хоре столичного кафедрального собора Александра Невского. Однако тяга к музыке и артистические способности все-таки привели будущую певицу в Софийскую консерваторию, где она училась в классе профессора Георгия Златева. Учась в консерватории, Величкова пела в хоре Софийской оперы, здесь же состоялся ее дебют: в 1934 г. она спела маленькую партию продавщицы птиц в «Луизе» Г. Шарпантье; второй ролью стал царевич Федор в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского, причем в титульной роли в тот вечер выступал знаменитый гастролер – великий Шаляпин.

Позже Люба Величкова совершенствовала свое вокальное мастерство в Венской академии музыки. За время обучения в Вене произошло приобщение Величковой к австро-немецкой музыкальной культуре и дальнейшее ее становление как оперной артистки связано преимущественно с немецкими сценами. Тогда же она «укорачивает» свою славянскую фамилию, делая ее более привычной немецкому уху: так из Величковой появляется Велич – имя, впоследствии ставшее знаменитым по обе стороны Атлантики. В 1936 г. Люба Велич подписывает свой первый австрийский контракт и до 1940 г. поет в Граце преимущественно в итальянском репертуаре (среди ролей тех лет – Дездемона в опере Дж. Верди «Отелло», партии в операх Дж. Пуччини – Мими в «Богеме», Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй», Манон в «Манон Леско» и др.).

В период второй мировой войны Велич поет в Германии, став одной из самых знаменитых певиц третьего рейха: в 1940 – 1943 гг. она солистка старейшего оперного театра Германии в Гамбурге, в 1943 – 1945 гг. - солистка Баварской оперы в Мюнхене, кроме того, часто выступает на других ведущих немецких сценах, среди которых прежде всего Саксонская «Земпер-опер» в Дрездене и Государственная опера в Берлине. Блистательная карьера в фашистской Германии позже никак не отразилась на международных успехах Велич: в отличие от многих немецкий или европейских музыкантов, процветавших во времена Гитлера (например, Р. Штраус, Г. Караян, В. Фуртвенглер, К. Флагстад и др.), певица счастливо избежала денацификации.

В это же время она не порывает и с Веной, которая в результате аншлюса хотя и перестала быть столичным городом, но не утеряла своего значения как мировой музыкальный центр: в 1942 г. Люба впервые поет в венской Фольксопер партию Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, ставшую ее визитной карточкой. В этой же роли она дебютирует в 1944 г. Венской государственной опере на праздновании 80-летия Р. Штрауса, который был в восторге от ее интерпретации. С 1946 г. Люба Велич становится штатной солисткой Венской оперы, где она сделала головокружительную карьеру, итогом которой стало присвоение ей в 1962 г. почетного звания «Каммерзенгерин».

В 1947 г. с этим театром она впервые выступила на сцене лондонского «Ковент-Гарден» опять же в своей коронной партии Саломеи. Успех был велик, и певица получает персональный контракт в старейшем английском театре, где постоянно поет до 1952 г. такие партии как Донна Анна в «Дон Жуане» В. А. Моцарта, Мюзетта в «Богеме» Дж. Пуччини, Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского, Аида в «Аиде» Дж. Верди, Тоска в «Тоске» Дж. Пуччини и др. Специально в расчете на ее исполнение в сезоне 1949/50 гг. была поставлена «Саломея», соединившая талант певицы с гениальной режиссурой Питера Брука и экстравагантной сценографией Сальвадора Дали.

Вершиной карьеры Любы Велич стали три сезона в нью-йоркской «Метрополитен-опера», где она дебютировала в 1949 г. вновь в партии Саломеи (этот спектакль под управлением дирижёра Фрица Райнера записан и по сей день остается лучшей интерпретацией штраусовской оперы). На сцене нью-йоркского театра Велич пела свой основной репертуар – кроме Саломеи это Аида, Тоска, Донна Анна, Мюзетта. Помимо Вены, Лондона и Нью-Йорка певица появлялась и на других мировых сценах, среди которых наиболее знаменательны Зальцбургский фестиваль, где в 1946 г. и 1950 г. она исполнила партию Донны Анны, а также Глайндборнский и Эдинбургский фестивали, на которых в 1949 г. по приглашению знаменитого импресарио Рудольфа Бинга она пела партию Амелии в «Бале-маскараде» Дж. Верди.

Блестящая карьера певицы была яркой, но недолгой, хотя официально завершилась лишь в 1981 г. В середине 1950-х гг. у нее начались проблемы с голосом, потребовавшие операцию на связках. Причина этого кроется, вероятно, в том, что певица в самом начале карьеры отказалась от чисто лирического амплуа, чему в большей степени соответствовала природа ее голоса, в пользу более драматических ролей. После 1955 г. она выступала редко (в Вене до 1964 г.), преимущественно в небольших партиях: ее последней большой ролью стала Ярославна в «Князе Игоре» А. П. Бородина. В 1972 г. состоялось возвращение Велич на сцену «Метрополитен-опера»: вместе с Дж. Сазерленд и Л. Паваротти она выступила в опере Г. Доницетти «Дочь полка». И хотя ее роль (Герцогиня фон Кракенторп) была маленькой и разговорной, публика горячо приветствовала великую болгарку.

Голос Любы Велич был весьма неординарным явлением в истории вокала. Не обладая особой красотой и богатством тона, он в то же время имел качества, выделявшие певицу среди других примадонн. Для лирического сопрано Велич характерны безупречная чистота интонации, инструментальность звучания, свежий, «девический» тембр (делавший ее незаменимой в партиях юных героинь, таких как Саломея, Баттерфляй, Мюзетта и др.) и необыкновенная полетность, даже пронзительность звука, позволявшая певице без труда «прорезать» любой, самый мощный оркестр. Все эти качества, по мнению многих, делали Велич идеальной исполнительницей для вагнеровского репертуара, к которому певица однако на протяжении всей своей карьеры оставалась совершенно равнодушной, считая драматургию опер Вагнера неприемлемой и неинтересной для ее огненного темперамента.

В истории оперы Велич осталась прежде всего как блестящая исполнительница Саломеи, хотя несправедливо считать ее артисткой одной роли, поскольку значительного успеха она добилась и в ряде других партий (всего в репертуаре певицы их было около полусотни), успешно выступала и в оперетте (ее Розалинду в «Летучей мыши» И. Штрауса на сцене «Метрополитен» многие ценили не меньше, чем Саломею). Она обладала выдающимся талантом драматической актрисы, что в докалласовскую эпоху было не таким уж частым явлением на оперной сцене. В то же время темперамент, подчас, захлёстывал ее, приводя к курьезным, если не трагикомическим ситуациям на сцене. Так в роли Тоски в спектакле «Метрополитен-опера» она буквально избила своего партнера, исполнявшего роль ее мучителя барона Скарпиа: такое решение образа встретило восторг публики, но после спектакля доставило немало хлопот дирекции театра.

Актерское мастерство позволило Любе Велич после ухода с большой сцены сделать вторую карьеру, снимаясь в кино и на телевидении. Среди работ в кино кинолента «Человек между…» (1953 г.), где певица играет роль оперной дивы опять же в «Саломее»; музыкальные фильмы «Голубка» (1959 г., с участием Луи Армстронга), «Заключительный аккорд» (1960 г., с участием Марио дель Монако) и др. Всего фильмография Любы Велич включает 26 кинолент. Скончалась певица 2 сентября 1996 г. в Вене.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

6 мая хоронят известного дирижера Геннадия Проваторова

News image

Геннадий Проваторов скончался 4 мая в одиночестве в своей квартире на 82-м году жизни. Геннадий Пантелеймонович Проваторов (род. 11 марта 1929, Моск...

Туган Сохиев станет главным дирижером Немецкого симфонического оркестра

News image

Российский дирижер Туган Сохиев займет пост главного дирижера Немецкого симфонического оркестра в Берлине. Маэстро сменит на этом посту Инго Мецмахе...

Липецкий симфонический оркестр обрёл нового дирижёра

News image

Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.

Оркестры и проекты:

News image

Государственный академический симфонический оркестр России

Госуда рственный академи ческий симфони ческий орке стр Росси йской Федера ции имени Светланова (до 1991 года — Государственный ...

News image

«НОВЫЕ ГОЛОСА БЕЛАРУСИ»

В феврале этого года в 7 областях республики прошли отборочные туры, в результате которых было отобрано более 30 исполнителей. О...

News image

Президентский симфонический оркестр

Президентский симфонический оркестр (тур. Cumhurbaşkanlığı Senfoni Orkestrası) — турецкий симфонический...

News image

Московский Камерный Оркестр «Musica Viva»

Московский Камерный Оркестр «Musica Viva» — это камерный музыкальный коллектив под руководством Народного артиста России Алексан...

News image

Питтсбургский симфонический оркестр

Питтсбургский симфонический оркестр (англ. Pittsburgh Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в П...

News image

Дмитрий Хворостовский считает потрясающим Президентский оркестр Беларуси

10 июля, Витебск /Елена Прус - БЕЛТА/. Народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат международных конку...