Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Исполнители - Вера Александровна Давыдова

Реклама*



Вера Александровна Давыдова
Новости и события - Исполнители

вера александровна давыдова

Вера Александровна Давыдова (1906-1993) - русская певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка России (1951) и Грузии (1981), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1946, 1950, 1951). Родилась в Нижнем Новгороде. Отец был землемером, мать преподавала в школе. Когда Вере не исполнилось и двух лет, семья переезжает на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. В гимназии Вера поёт в хоре, где вскоре ей стали поручать сольные партии, обратив внимание на незаурядный голос и музыкальность. Юная Вера очень полюбила природу, могучий Амур. Но больше всего её привлекало пение рыбаков, которое она могла слушать часами.

В 1920 году, во время японской оккупации Дальнего Востока, всей семье пришлось бежать в Благовещенск. Вера Александровна и здесь продолжала учиться и одновременно начала преподавать хоровое пение в начальной школе. В эти годы она уже хорошо пела, играла на фортепиано и была знакома с теорией музыки. Через два года в Благовещенск приехал певец Ахматов, который организовал любительский коллектив, где Вера Александровна впервые начала петь оперные партии. Её замечают приезжающие на гастроли профессиональные оперные певцы, которые настоятельно рекомендуют учиться пению. В 1924 году, в июне, будущая певица едет в Петербург и поступает в Ленинградскую консерваторию, в класс Е. В. Девос-Соболевой. На приёмных экзаменах Давыдову слушал А. К. Глазунов, одобрительно отозвавшийся об её пении и затем оказывавший ей неизменную поддержку.

С первого курса консерватории Вера Александровна была сразу переведена на третий и начала принимать участие в работе оперной студии при консерватории. После исполнения в 1929 году партии Кармен в студии, её приглашают в Мариинский театр. Дебютом Веры Александровны становится партия пажа Урбана в опере Гугеноты , а вскоре после этого она исполняет такие ответственные партии, как Амнерис ( Аида ) и Марфа ( Хованщина ). Её успех и быстрое продвижение в театре были, разумеется, подготовлены серьёзной работой в студии и в консерватории. Три года работы в Мариинке ознаменовались творческим ростом артистки. В большой мере способствовало этому росту участие в тех спектаклях, которые были подготовлены и шли под управлением В. Дранишникова, очень чуткого и талантливого дирижёра театра. В 1932 году Давыдову принимают в Большой театр, где она дебютировала партией Амнерис.

За годы работы в Большом театре Вера Александровна перепела практически весь меццо-сопрановый репертуар. Среди партий, спетых в Большом, особенно выделяются Амнерис, Любава ( Садко ), Любовь ( Мазепа ), Любаша ( Царская невеста ), Марфа, Марина Мнишек ( Борис Годунов , Кармен, Аксинья ( Тихий Дон Дзержинского, первая исполнительница) и другие. Большой драматический талант проявляется в образной, впечатляющей игре певицы. Вера Александровна с огромной благодарностью вспоминала выдающегося русского певца Ивана Васильевича Ершова, который проработал с ней в Ленинградской консерватории партии Марфы и Любаши. Иван Васильевич научил молодую певицу неизменно стремиться к тому сочетанию вокальной и сценической выразительности, которое стало столь характерно для Давыдовой.

Критика тех лет особенно отмечала исполнение певицей партии Кармен: Она создаёт реалистически правдивый облик независимой, свободолюбивой испанской девушки, одинаково пленительной и в драматической сцене гадания, и в ярких танцевальных сценах, и в трагическом эпилоге . Не менее сильное впечатление на современников производила Вера Александровна в роли Амнерис. По воспоминаниям коллег - это была жестокая и властолюбивая дочь фараона, глубоко переживающая трагедию отвергнутой любви. Эта трагедия мастерски раскрывалась Давыдовой, исполнявшей с громадным подъёмом эту сложнейшую вокальную партию и тонкими штрихами рисовавшей облик египетской царевны, которую терзают ревность и уязвлённое самолюбие.

В галерее сценических образов, созданных певицей, значительное место занимают те, которые почерпнуты из русской оперной классики. Ещё в первые годы особенно удалась Давыдовой Любаша, исторически правдивым и психологически убедительным оказался образ Марины Мнишек. Душевные переживания честолюбивой дочери сандомирского воеводы, интимная сторона ей отношений с Лжедмитрием отступали на второй план, зато, как отмечала критика, выразительно подчёркнуты у Давыдовой властолюбие и расчётливый эгоизм Марины Мнишек . По-настоящему обаятельна Вера Александровна в роли Любавы в опере-былине Садко . Её красивый голос большого диапазона, насыщенный горячей, драматической взволнованностью, как нельзя лучше подходил к этой партии. В исполнении певицы Любава истинно русская, живая, движимая искренними душевными побуждениями женщина, покаряющая слушателей своей преданностью и силой чувства к любимому мужу... Выразительной распевностью передаёт певица тоску и смятение жены Садко, как бы незримо сопровождающей его в скитаниях по подводному царству. К числу несомненных удач актрисы критики и публика относили роль Марфы в Хованщине . Психологическое содержание этой роли очень сложно. Согласно установкам тех лет, Марфа - покорное орудие в руках Досифея. Но в тоже время она терзается острейшими внутренними противоречиями, рождёнными её пламенной любовью к Андрею Хованскому. Вера Александровна сумела в этой разноречивости чувств выделить то главное, что отличает облик Марфы, показать глубокий трагизм этого образа и вместе с тем его женственное обаяние. Глубокое сочувствие слушателей к судьбе Марфы вызывала Давыдова, в пении которой слышались жалобы на горькую судьбу русской женщины, гибнущей в пламени костра.

Огромное внимание Вера Александровна уделяла камерному исполнительству. Значительным событием в музыкальной жизни Москвы стал исполненный в сезоне 1944/45 цикл из семи концертов Русский романс от истоков до наших дней . Свыше 200 романсов, начиная от песен XVIII века и кончая лучшими романсами Глиэра, Шапорина, Мясковского были включены в этот цикл. Особенно музыкальная критика отметила исполнение романсов Н. А. Римского-Корсакова и шедевров рахманиновской лирики, тонкое чувство стиля композиторов. Высокой культурой отмечено исполнение певицей произведений Грига, Сибелиуса, Синдинга и других скандинавских композиторов. Её правдивая и простая певческая речь тонко передавала всё обаяние григовской музыки. Каждый романс в её исполнении звучал как тщательно отделанная миниатюра, сверкающая разнообразными оттенками её богатой вокальной палитры. С особой выразительностью пела Давыдова песню Грига По дороге на родину , передавая горячую любовь композитора к своей стране, тогда как Стужа Синдинга в её исполнении была как бы пронизана горечью разочарования.

По счастью, искусство Веры Александровны было знакомо и зарубежному слушателю. Певица с большим успехом выступала в Финляндии (в 1937 году), в Норвегии, Дании и Швеции (в 1946 году), в Венгрии (в 1948 году), в Иране. Всюду её принимали восторженно. Во время выступлений в Норвегии в 1946 году композитор Клаус Эгге писал: ...пение Давыдовой - великолепный музыкальный вечер. Форма, звук, очертание и толкование - всё это певица соединила в таком совершенном единстве, что каждая песня получила свою законченность. Во всём чувствуется большая культура и стиль .

Выйдя на творческую пенсию в 1956 году, Вера Александровна Давыдова посвятила себя педагогической деятельности. Долгие годы она проработала в Тбилисской государственной консерватории, воспитала немало интересных певцов. Среди её учеников особенно выделяется солистка Большого театра, вот уже почти сорок лет выступающая в спектаклях Большого театра, - народная артистка Советского Союза Маквала Касрашвили.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Плетнев присоединится к своему оркестру в августе

News image

Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра (РНО) Михаил Плетнев, оказавшийся фигурантом дела о растлении несов...

В Бурятии назначен нового художественный руководитель театра оперы и балета

News image

Министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков представил Антона Лубченко, который с 28 сентября назначен новым художественным руководителем Бурятского госу...

Высоким слогом русского романса

News image

Altera Musica - единственный ансамбль такого рода в Самаре. Но за 12 лет существования его успели узнать и оценить во многих городах России и за гра...

Оркестры и проекты:

News image

Кливлендский Большой оркестр

Кливлендский Большой оркестр (англ. Cleveland Grand Orchestra) — американский симфонический оркестр, работавший в Кливленде в 19...

News image

Лейпцигский оркестр Гевандхауса

Лейпцигский оркестр Гевандхауса (нем. Gewandhausorchester Leipzig, часто просто оркестр Гевандхауса или Гевандхаус-Оркестр) — ...

News image

Симфонический оркестр Большого театра

Симфонический оркестр Большого театра — старейший музыкальный коллектив в России[1], базирующийся в Москве. Один из крупнейших о...

News image

Симфонический оркестр Датского радио

Датский Национальный симфонический оркестр (также именуется Симфонический оркестр Датского радио, дат. DR Radiosymfoniorkestret)...

News image

Галицкие Сурмы

Галицкие Сурмы (укр. ЛМДО Галицькі Сурми ) — львовский муниципальный (городской) духовой оркестр, был создан 6 декабря 2003[1] ...

News image

Симфонический оркестр Колорадо

Симфонический оркестр Колорадо (англ. Colorado Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в Денвере....