Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Исполнители - Вера Александровна Давыдова

Реклама*



Вера Александровна Давыдова
Новости и события - Исполнители

вера александровна давыдова

Вера Александровна Давыдова (1906-1993) - русская певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка России (1951) и Грузии (1981), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1946, 1950, 1951). Родилась в Нижнем Новгороде. Отец был землемером, мать преподавала в школе. Когда Вере не исполнилось и двух лет, семья переезжает на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. В гимназии Вера поёт в хоре, где вскоре ей стали поручать сольные партии, обратив внимание на незаурядный голос и музыкальность. Юная Вера очень полюбила природу, могучий Амур. Но больше всего её привлекало пение рыбаков, которое она могла слушать часами.

В 1920 году, во время японской оккупации Дальнего Востока, всей семье пришлось бежать в Благовещенск. Вера Александровна и здесь продолжала учиться и одновременно начала преподавать хоровое пение в начальной школе. В эти годы она уже хорошо пела, играла на фортепиано и была знакома с теорией музыки. Через два года в Благовещенск приехал певец Ахматов, который организовал любительский коллектив, где Вера Александровна впервые начала петь оперные партии. Её замечают приезжающие на гастроли профессиональные оперные певцы, которые настоятельно рекомендуют учиться пению. В 1924 году, в июне, будущая певица едет в Петербург и поступает в Ленинградскую консерваторию, в класс Е. В. Девос-Соболевой. На приёмных экзаменах Давыдову слушал А. К. Глазунов, одобрительно отозвавшийся об её пении и затем оказывавший ей неизменную поддержку.

С первого курса консерватории Вера Александровна была сразу переведена на третий и начала принимать участие в работе оперной студии при консерватории. После исполнения в 1929 году партии Кармен в студии, её приглашают в Мариинский театр. Дебютом Веры Александровны становится партия пажа Урбана в опере Гугеноты , а вскоре после этого она исполняет такие ответственные партии, как Амнерис ( Аида ) и Марфа ( Хованщина ). Её успех и быстрое продвижение в театре были, разумеется, подготовлены серьёзной работой в студии и в консерватории. Три года работы в Мариинке ознаменовались творческим ростом артистки. В большой мере способствовало этому росту участие в тех спектаклях, которые были подготовлены и шли под управлением В. Дранишникова, очень чуткого и талантливого дирижёра театра. В 1932 году Давыдову принимают в Большой театр, где она дебютировала партией Амнерис.

За годы работы в Большом театре Вера Александровна перепела практически весь меццо-сопрановый репертуар. Среди партий, спетых в Большом, особенно выделяются Амнерис, Любава ( Садко ), Любовь ( Мазепа ), Любаша ( Царская невеста ), Марфа, Марина Мнишек ( Борис Годунов , Кармен, Аксинья ( Тихий Дон Дзержинского, первая исполнительница) и другие. Большой драматический талант проявляется в образной, впечатляющей игре певицы. Вера Александровна с огромной благодарностью вспоминала выдающегося русского певца Ивана Васильевича Ершова, который проработал с ней в Ленинградской консерватории партии Марфы и Любаши. Иван Васильевич научил молодую певицу неизменно стремиться к тому сочетанию вокальной и сценической выразительности, которое стало столь характерно для Давыдовой.

Критика тех лет особенно отмечала исполнение певицей партии Кармен: Она создаёт реалистически правдивый облик независимой, свободолюбивой испанской девушки, одинаково пленительной и в драматической сцене гадания, и в ярких танцевальных сценах, и в трагическом эпилоге . Не менее сильное впечатление на современников производила Вера Александровна в роли Амнерис. По воспоминаниям коллег - это была жестокая и властолюбивая дочь фараона, глубоко переживающая трагедию отвергнутой любви. Эта трагедия мастерски раскрывалась Давыдовой, исполнявшей с громадным подъёмом эту сложнейшую вокальную партию и тонкими штрихами рисовавшей облик египетской царевны, которую терзают ревность и уязвлённое самолюбие.

В галерее сценических образов, созданных певицей, значительное место занимают те, которые почерпнуты из русской оперной классики. Ещё в первые годы особенно удалась Давыдовой Любаша, исторически правдивым и психологически убедительным оказался образ Марины Мнишек. Душевные переживания честолюбивой дочери сандомирского воеводы, интимная сторона ей отношений с Лжедмитрием отступали на второй план, зато, как отмечала критика, выразительно подчёркнуты у Давыдовой властолюбие и расчётливый эгоизм Марины Мнишек . По-настоящему обаятельна Вера Александровна в роли Любавы в опере-былине Садко . Её красивый голос большого диапазона, насыщенный горячей, драматической взволнованностью, как нельзя лучше подходил к этой партии. В исполнении певицы Любава истинно русская, живая, движимая искренними душевными побуждениями женщина, покаряющая слушателей своей преданностью и силой чувства к любимому мужу... Выразительной распевностью передаёт певица тоску и смятение жены Садко, как бы незримо сопровождающей его в скитаниях по подводному царству. К числу несомненных удач актрисы критики и публика относили роль Марфы в Хованщине . Психологическое содержание этой роли очень сложно. Согласно установкам тех лет, Марфа - покорное орудие в руках Досифея. Но в тоже время она терзается острейшими внутренними противоречиями, рождёнными её пламенной любовью к Андрею Хованскому. Вера Александровна сумела в этой разноречивости чувств выделить то главное, что отличает облик Марфы, показать глубокий трагизм этого образа и вместе с тем его женственное обаяние. Глубокое сочувствие слушателей к судьбе Марфы вызывала Давыдова, в пении которой слышались жалобы на горькую судьбу русской женщины, гибнущей в пламени костра.

Огромное внимание Вера Александровна уделяла камерному исполнительству. Значительным событием в музыкальной жизни Москвы стал исполненный в сезоне 1944/45 цикл из семи концертов Русский романс от истоков до наших дней . Свыше 200 романсов, начиная от песен XVIII века и кончая лучшими романсами Глиэра, Шапорина, Мясковского были включены в этот цикл. Особенно музыкальная критика отметила исполнение романсов Н. А. Римского-Корсакова и шедевров рахманиновской лирики, тонкое чувство стиля композиторов. Высокой культурой отмечено исполнение певицей произведений Грига, Сибелиуса, Синдинга и других скандинавских композиторов. Её правдивая и простая певческая речь тонко передавала всё обаяние григовской музыки. Каждый романс в её исполнении звучал как тщательно отделанная миниатюра, сверкающая разнообразными оттенками её богатой вокальной палитры. С особой выразительностью пела Давыдова песню Грига По дороге на родину , передавая горячую любовь композитора к своей стране, тогда как Стужа Синдинга в её исполнении была как бы пронизана горечью разочарования.

По счастью, искусство Веры Александровны было знакомо и зарубежному слушателю. Певица с большим успехом выступала в Финляндии (в 1937 году), в Норвегии, Дании и Швеции (в 1946 году), в Венгрии (в 1948 году), в Иране. Всюду её принимали восторженно. Во время выступлений в Норвегии в 1946 году композитор Клаус Эгге писал: ...пение Давыдовой - великолепный музыкальный вечер. Форма, звук, очертание и толкование - всё это певица соединила в таком совершенном единстве, что каждая песня получила свою законченность. Во всём чувствуется большая культура и стиль .

Выйдя на творческую пенсию в 1956 году, Вера Александровна Давыдова посвятила себя педагогической деятельности. Долгие годы она проработала в Тбилисской государственной консерватории, воспитала немало интересных певцов. Среди её учеников особенно выделяется солистка Большого театра, вот уже почти сорок лет выступающая в спектаклях Большого театра, - народная артистка Советского Союза Маквала Касрашвили.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Бюджет постановки оперы «Псковитянка» в Пскове составляет 36 млн. рублей

News image

Бюджет постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка», которая будет представлена в Псковском кремле 22 июля, составит 36 млн. рублей. Об...

В Омске состоится Международный фестиваль Юрия Башмета

News image

В Омске уже начали достаточно активно подготавливаться к самому первому Международному фестивалю Юрия Башмета, который состоится благодаря поддержке п...

Уникальная премьера оперы «Кармен» знаменитого итальянского оперного театра La Scala пройдет в Волог

News image

Кинотеатр «Салют» подготовил сюрприз для истинных ценителей искусства. 21 июня здесь состоится показ оперы Ж. Бизе «Кармен» знаменитого итальянского...

Оркестры и проекты:

News image

Струнный оркестр Люцернского фестиваля

Струнный оркестр Люцернского фестиваля (англ. Festival Strings Lucerne) — швейцарский камерный оркестр из Люцерна, основанный в ...

News image

Симфонический оркестр Колорадо

Симфонический оркестр Колорадо (англ. Colorado Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в Денвере....

News image

Оркестр романской Швейцарии

Оркестр романской Швейцарии (фр. Orchestre de la Suisse Romande) — один из ведущих симфонических оркестров Швейцарии, базирующий...

News image

Военный интернационал

В этом году на военно-музыкальном фестивале Спасская башня , который пройдет на Красной площади с 4 по 9 сентября, будет расшир...

News image

Стокгольмский филармонический оркестр

Королевский Стокгольмский филармонический оркестр (швед. Kungliga Filharmonikerna) — симфонический оркестр, базирующийся в Стокг...

News image

Оркестр р. Беларусь

История В 2002 году палитра белорусского профессионального искусства обогатилась новым музыкальным коллективом. В соответстви...