Вчера стартовал Зальцбургский фестиваль -- крупнейший музыкально-театральный форум Европы: на Соборной площади сыграли знаменитую пьесу Гуго фон Гофмансталя Имярек , как и девяносто лет назад. Однако форум не только отмечает 90-летие, но и входит в пору междуцарствия: нынешний интендант (художественный руководитель) Юрген Флимм уходит в отставку, его преемник Александр Перейра займет кресло интенданта лишь годом позже. В переходный период фестиваль возглавит Маркус Хинтерхойзер -- один из самых сильных игроков команды Флимма, отвечающий за формирование концертных программ. Год назад, когда форум лихорадило от административных проблем, Хинтерхойзер не скрывал своего раздражения двусмысленным девизом Игра властных . Не уверен, что подобные темы фестивалю нужны: к ним можно подверстать что угодно, -- утверждал он. -- Возможно, сезон 2010/11 мы вообще проживем без девиза .
Нынешний же фестиваль озаглавлен так: Где сталкиваются Бог и человек, возникает трагедия . Именно под этим универсальным слоганом сочинения Глюка, Моцарта, Беллини, Гуно, Штрауса и Берга представлены в оперной программе. А сегодня ее открывает мировая премьера оперы нашего современника Вольфганга Рима Дионис в постановке Пьера Оди. За музыкальную сторону отвечают Инго Метцмахер и Немецкий симфонический оркестр Берлина -- это их последняя совместная акция: один из лучших современных дирижеров расстается с отличным коллективом, не найдя общего языка с его администрацией. Зато на фестивале берлинский оркестр выполняет важнейшую функцию: в этом году в отличие от трех предыдущих сезонов в Зальцбурге нет приглашенных оркестров, которые приезжали сюда на долгий период со специально подготовленными программами. Частично восполняя этот кризисный пробел, Метцмахер и его оркестр проведут на фестивале пару недель, чтобы четырежды отыграть Диониса и открыть Континент Рима .
Ноу-хау Хинтерхойзера, Континенты , стали одной из изюминок форума в последние годы: речь о серии концертов, посвященной тому или иному композитору последнего столетия, чье творчество представлено в контексте музыки самых разных эпох. В предыдущие годы публика открывала для себя континенты Джачинто Шельси, Сальваторе Шаррино, Эдгара Вареза, причем в одной программе с Варезом мог звучать, например, Монтеверди. В этот раз обещаны не менее неожиданные сочетания: первая программа Континента сопоставит балет Тутугури Рима и масштабное сочинение Хоэфоры Мийо, хотя заранее трудно понять, что общего между холодной музыкой Рима и эмоциональным, полным юмора миром Мийо, члена французской Шестерки . Джезуальдо и Дауленд, Шуман и Брукнер также составят компанию Риму -- одному из самых авторитетных и плодовитых композиторов нашего времени. Среди участников цикла -- Хиллиард-ансамбль и Ардитти-квартет, которые выступят как по отдельности, так и вместе, а также лучшие европейские ансамбли новой музыки Klangforum Wien и Ensemble Modern.
Параллельно Континенту проходит еще одна серия концертов, посвященная тому или иному композитору-романтику; в прежние годы это были Шуман, Шуберт, Лист, на сей раз публику ждут Сцены из Брамса . Проект открывается сольным концертом Валерия Афанасьева: при Хинтерхойзере этот пианист, как и Григорий Соколов, стал постоянным гостем фестиваля, чем будущий временный интендант особенно гордится. В один из посвященных Брамсу вечеров Афанасьев и Хинтерхойзер выйдут на сцену вместе сыграть на двух роялях с хором и солистами Немецкий реквием в камерной версии; в программе также последний квартет Шостаковича. Объединить Брамса с Шостаковичем пришло в голову и Гидону Кремеру -- в дуэте с Афанасьевым он исполнит скрипичные сонаты обоих композиторов. Дань Брамсу отдадут также скрипач Кристиан Тецлафф, альтистка Табеа Циммерман, кларнетист Йорг Уидманн, Хаген-квартет и многие другие.
По аналогии с прошлогодним циклом симфоний Бетховена, представленных коллективом Deutsche Kammerphilharmonie (Бремен) во главе с Пааво Ярви, дирижер Филипп Херревеге и оркестр Camerata Salzburg предлагают услышать все симфонии Шумана. Их дополнят фортепианные концерты Шопена в исполнении Иво Погорелича -- в этом году двести лет со дня рождения обоих композиторов. Не разлучать юбиляров решил и Евгений Кисин -- Шуман и Шопен встречаются в обеих его программах. Клавирабенды Маурицио Поллини и Кристиана Циммермана будут посвящены только Шопену.
Помимо Херревеге в фестивале участвуют еще три дирижера, чьи лучшие достижения связаны с исполнением барочной музыки. Впрочем, все они выступают с чисто моцартовскими программами -- и Марк Минковский, и Тон Коомпан, и Айвор Болтон. Вместе с Болтоном один из концертов Моцарта исполнит Фазиль Сай, не раз игравший в Москве турецкий пианист и композитор. Вчера утром в Зальцбурге состоялась мировая премьера его сочинения для фортепиано с оркестром Горящая нирвана , заказанного специально к этому дню. То был лишь один из номеров предшествующего официальному открытию концерта-посвящения Стамбулу, культурной столице Европы 2010 года. Филармонический оркестр Стамбула играл сочинения Хиндемита, Респиги, Моцарта, а также рапсодию Kocekce турецкого классика Ульви Джемаля Эркина, в июне звучавшую и в Москве. И в Зальцбурге, и у нас исполнение этого редкого сочинения наверняка стало единственным на много лет назад и вперед.
Фундаментом системы фестивальных концертов по-прежнему остаются пять программ Венского филармонического оркестра. Самую интригующую из них представит Риккардо Мути: трижды прозвучит оратория Прокофьева Иван Грозный . Вместе со звездной парой солистов, Ольгой Бородиной и Ильдаром Абдразаковым, на сцену выйдет Жерар Депардье для исполнения партии чтеца на русском языке. Как яркий интерпретатор этого сочинения Мути проявил себя еще на давней лондонской записи, и за качество можно не беспокоиться. Куда больше вопросов вызывает вторая после Диониса оперная премьера фестиваля, также доверенная Мути: Орфей и Эвридика Глюка. Мути, у которого так хорошо звучит Верди, рискует не найти общего языка с этой тончайшей, почти камерной музыкой, хотя легко допустить, что маэстро докажет беспочвенность этих опасений и удивит неожиданным прочтением Глюка.
Еще две оперы объединяют эстетика экспрессионизма и образы главных героинь, несущих смерть. Лулу Альбана Берга собирался ставить сам Юрген Флимм в тандеме с Николаусом Арнонкуром, однако по ряду причин это так и осталось мечтой. В результате Лулу ставят режиссер Вера Немирова и дирижер Марк Альбрехт, о которых мы знаем гораздо меньше. Впрочем, многого можно ждать от солистов, среди которых Франц Грундхебер (один из лучших исполнителей партии Воццека в одноименной опере Берга), Михаэль Фолле и Михаэль Шаде, а также блистательная Патрисия Петибон в заглавной роли. Не менее яркий состав обещает Электра Штрауса, над которой работают Николаус Ленхофф и Даниэле Гатти: Вальтрауд Майер, Рене Папе, Эва-Мария Вестбрук.
Помимо оперы Норма , которую дважды дадут в концертном исполнении, на фестивале возобновляют две постановки позапрошлого года. Оперу Гуно Ромео и Джульетта ставили с расчетом на звездный дуэт Анны Нетребко и Роландо Вильясона, однако Нетребко в тот год от участия отказалась; теперь она споет пять спектаклей из девяти, но уже без Вильясона. Украшением спектакля был молодой дирижер Янник Незет-Сеген, который станет за пульт и теперь. Ему же доверили и моцартовского Дон Жуана -- лучший спектакль позапрошлого фестиваля, все действие которого происходит в темном лесу. Дирижер Бертран де Бийи, отлично справляющийся с современной музыкой, был тогда, возможно, единственным слабым звеном постановки, и эта замена представляется разумной. По традиции последних лет фестиваль завершится 30 августа, и Время новостей планирует следить за важнейшими его событиями.
|