Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Репортажи - «Звонкое эхо азербайджанских гор» - Обзор Второго международного музыкального фестиваля в Габале

Реклама*



«Звонкое эхо азербайджанских гор» - Обзор Второго международного музыкального фестиваля в Габале
Новости и события - Репортажи

«звонкое эхо азербайджанских гор» - обзор второго международного музыкального фестиваля в габале

В столице древней кавказской Албании Габале, что на северо-западе Азербайджана несколько дней назад завершился внушительный по своему размаху международный музыкальный фестиваль. Этому празднику музыки всего два года.

Сегодня этот древний азербайджанский регион в буквальном смысле преобразился и стал элитным центром культуры и туризма. Окруженная густыми, зелеными лесами и великолепными изгибами гор, Габала в силу своего выгодного географического расположения, мягкого климата и богатых природных ресурсов считается и поныне важным экономическим, административным и культурным объектом Азербайджана. Неслучайно в этих райских местах должен был зародиться международный музыкальный фестиваль.

Еще в прошлом году один из художественных руководителей знаменитый виолончелист и дирижер Дмитрий Яблонский загорелся идеей превратить Габалу в один из летних музыкальных центров Закавказья. Тогда здесь выступил израильский оркестр Ранаана симфониетта. В этом году организаторам форума удалось заполучить один из авторитетных британских коллективов Лондонский Королевский филармонический оркестр, а так же блестящую команду исполнителей.

Дмитрий Яблонский, артистический директор фестиваля в Габале: «Программа планировалась сразу после первого фестиваля. Естественно, организовать оркестр из Лондона не так было просто. Юрий Башмет смотрит на горы и говорит: «Я все понимаю – Дагестан, красота… Но Лондонский оркестр как сюда попал?».

Я счастлив, что он приехал и что он на это посмотрел; что он в своем невероятном сложнейшем расписании забьет эти несколько дней, чтобы сюда приехать на будущий год. Ведутся также переговоры с немецким оркестром и, может быть, в будущем Израильская филармония, Концертгебау, может быть, Берлинская филармония, американский оркестр… Посмотрим…

… Я хотел бы, чтобы в будущем приезжали молодые ребята со всего мира и из Азербайджана, чтобы был шанс у молодых слушать классическую музыку, чтобы у них был интерес либо перед публикой, либо перед будущими музыкантами».

Прекрасные неповторимые горные пейзажи Габалы чем-то схожи с красотами швейцарского курорта Вербье. Каждый из артистов, кто оказался здесь впервые, упоминал об этом. Среди почетных гостей Габалы Юрий Башмет. Всемирно известный альтист и дирижер часто бывает с концертами в Азербайджане.

Юрий Башмет, альтист и дирижер: «Много лет назад еще во времена советской империи я приезжал – тут был замечательный альтовый класс консерватории. Мне мой друг Альфред Шнитке посоветовал обратить внимание на произведение «And Harold again» («И снова Гарольд», прим. ред.), которое сочинил бакинец Фельзер. И я играл это произведение, оно очень большую роль сыграло в моих программах. Я в один вечер исполнял три оригинальных Гарольда – Берлиоза, Фельзера и Александра Чайковского. Ну а потом, когда уже организовался форум им. Ростроповича, я привозил уже и свой большой оркестр «Новая Россия».

А об этом фестивале мне давно говорил артистический директор Дмитрий Яблонский, который изумительный и сам музыкант, виолончелист и дирижер. Мне все это здесь очень нравится, все на таком уровне. У этого мероприятия очень большое и серьезное будущее».

Необходимо отметить, что Второй международный музыкальный форум в Габале проходил при поддержке фонда Гейдара Алиева. В церемонии открытия 30 июля приняли участие Президент Ильхам Алиев, первая леди Азербайджана, президент Фонда Гейдара Алиева, посол доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиева, и находящаяся со специальным визитом в стране генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.

«Азербайджан всегда отличался своей музыкальной культурой, и Фонд Гейдара Алиева, в свою очередь, осуществляет ряд крупных проектов по сохранению и пропаганде музыкального наследия нашей страны. В их ряду мне хотелось бы отметить Международный фестиваль мугама, музыкальный фестиваль имени Мстислава Ростроповича, фестивали, посвященные юбилеям таких гениальных композиторов и исполнителей, как Узеир Гаджибейли, Дмитрий Шостакович. Габалинский международный музыкальный фестиваль стал очередным шагом Фонда Гейдара Алиева по сохранению азербайджанской и мировой музыки, культурных ценностей», - обратилась со словами приветствия к публике супруга президента республики.

В свою очередь генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова отметила: «Музыка имеет глубокие корни в азербайджанской идентичности, пробуждает эстетические чувства в каждом из нас и является наилучшим средством для сближения всех людей независимо от их происхождения и убеждений».

В концертах фестиваля выступили звезды мирового музыкального искусства: парижский квартет имени Эжена Изаи, мексиканский тенор Эмилио Понс и азербайджанский баритон Джавид Самедов, пианисты Фархад Бадалбейли, Мурад Адыгезалзаде, Борис Березовский, а так же талантливая молодая английская скрипачка Хлоэ Ханслип (одна из представительниц легендарной скрипичной школы Захара Брона). Хлоэ сумела очаровать азербайджанскую публику самобытной эмоциональной игрой и ярким артистизмом.

- Хлоэ, Вы впервые в Азербайджане. Какое впечатление произвел на Вас фестиваль в Габале?

- Да, я в первый раз в Азербайджане, я думаю, это прекрасный фестиваль, здесь столько удивительных музыкантов, и я думаю, это такое замечательное место для фестиваля, - горы, чистый воздух - всё здесь просто потрясающе. Я очень-очень счастлива, что нахожусь здесь.

- Расскажите о Вашей артистической карьере. Где Вы учились? Какие Вы помните свои первые музыкальные впечатления?

- Я начала играть на скрипке, когда мне было два года. Возможно, благодаря моей сестре-пианистке. Она жила дома, и как только я научилась ходить, я подходила к фортепиано и нажимала на клавиши, подбирала те произведения, которые она играла. Родители решили, что раз в доме уже есть одна пианистка, то я должна начать играть на скрипке. И мне очень повезло, что я играла перед самим Иегуди Менухиным, когда мне было 5 лет. Я начала учиться в его школе у Наташи Боярской, а потом через 2 года уехала в Германию и училась 10 лет у Захара Брона. Я думаю, что мне очень повезло

- Какое значение в Вашей жизни оказали занятия в классе Захара Брона?

- Я думаю, он оказал огромное влияние на мою игру своим способом преподавания. И это огромная привилегия, что мне удалось у него учиться.

- Хлоэ, а Вы знакомы с легендарными музыкантами, выпускниками класса Захара Брона Вадимом Репиным и Максимом Венгеровым?

- Вадима Репина я не знаю очень хорошо, но с Максимом Венгеровым я играла для одной телевизионной передачи. Мне было 10 лет, я играла, и он посоветовал мне представлять историю, представлять сцены, которые происходят, когда ты играешь. О чём говорит музыка? И это привнесло много нового в мою игру. Это было здорово.

- Кто еще из исполнителей оказал непосредственное влияние на ваш исполнительский стиль?

- Из тех, кто не были моими учителями, на меня оказала самое большое влияние британская скрипачка Ида Гендель. Я у неё не училась, но играла для неё много раз. Работа с ней вдохновляет, и Ида Гендель просто невероятна, она одна из самых удивительных людей, которых я когда-либо встречала.

- Хлоэ, я знаю, Вы неравнодушны к музыке современных композиторов, включаете в свои программы современные скрипичные концерты Ф.Гласса, Д.Адамса…

- Я нахожу концерт Джона Адамса очень интересным. В нём есть как бы много планов, слоёв. Первая часть такая мистическая, иногда музыка становится даже агрессивной, но, я думаю, это замечательная музыка, там столько всего в ней происходит... Вторая часть изумительна по мелодической красоте. Я исполняла это сочинение уже в этом году в феврале, и даже встречалась с композитором. Мне очень повезло, потому, что он мне подсказывал идеи, как я должна играть. Да, я исполняю много современной музыки. Это очень увлекает.

- А как Вы сочетаете Ваши камерные концерты с оркестровыми выступлениями?

- Я играю достаточно много камерной музыки, и много с оркестром тоже. Вы знаете, для меня выступление с оркестром - это тоже как бы камерная музыка, но в большем масштабе: я считаю, что взаимоотношения с оркестром очень важны, это не то, что кто-то кому-то аккомпанирует. И всегда очень важно знать, что происходит в определенный момент времени, когда ты играешь. И камерная музыка мне в этом очень сильно помогает. Я с огромным удовольствием играю камерную музыку, нахожу это очень увлекательным занятием. Прекрасно, что есть этот баланс и возможность играть и то, и другое.

- Хлоэ, какие фестивали сегодня Вы считаете для себя наиболее важными?

- Есть так много прекрасных фестивалей, невозможно сказать, какой из них наиболее важный, потому что особенно летом их превеликое множество! Столько великолепных музыкантов встречаются и играют вместе. Но этот фестиваль в Габале просто великолепный, и природа здесь невероятно красива. Я очень люблю играть на открытом воздухе, не знаю почему, но мне это очень нравится. Когда я играю, я могу видеть горы и такой великолепный ландшфат.

- Хлоэ, каждый раз, выходя на сцену, какие чувства Вы испытываете?

- Я думаю, это прекрасно, что в музыке всегда можно найти что-то новое особенно тогда, когда ты работаешь с разными оркестрами. Так что я просто нахожу это занятие очень интересным. И мне так повезло, что я играю на скрипке, что я исполняю музыку, потому, что я делаю то, что я люблю, каждый день. Каждый способен понимать музыку, так что для меня - это язык, который понимают во всём мире: неважно, откуда ты родом, сколько тебе лет, музыка всегда говорит с тобой, и я чувствую себя очень счастливой, что я могу исполнять музыку для других людей.

В романтической миниатюре Камиля Сен-Санса проникновенное нежное звучание скрипки Хлоэ Ханслип гармонировало с устойчивой интеллигентной игрой Лондонского Королевского оркестра под управлением Дмитрия Яблонского.

Интервью с Фархадом Бадалбейли

Уникальность программ Лондонского королевского оркестра заключалась еще и в обширном многообразии композиторских имен. Наряду с русской и европейской классикой дирижеры Рауф Абдуллаев и Рамиз Мелик-Асланов представили слушателям немалое количество музыки азербайджанских авторов: Узеира Гаджибейли, Кара Караева, Фикрета Амирова и Тофика Гулиева, чью Лезгинку «Гайтагы» для ф-но с оркестром феерично исполнил артистический директор фестиваля известный азербайджанский пианист Фархад Бадалбейли.

- Фархад Шамсиевич, в этом году в отличие от прошлого нет конкурса – в будущем эта практика будет множиться?

- Я думаю, что на будущий год мы сделаем направление мастер-классов и конкурсов. То есть будем чередовать – один год чисто музыкальный фестиваль, а другой – отдавать предпочтение более молодым.

- На фестивале уделяется большое значение камерным программам – это будет продолжено в будущем?

- Обязательно. Трио, дуэты – эти формы камерного музицирования очень демократичны и элитарны одновременно. Бесконечное количество музыки, которое очень редко играется.

- Фестиваль становится заметным и популярным, с каждым годом здесь все больше туристов, приток людей разных культур…

- Я думаю, это очень важно для развития туризма этого края. Конечно, здесь потрясающие отели, потрясающие условия жизни – я думаю, для туристов это будет просто рай.

- Я знаю, что для участников фестиваля и гостей здесь организовываются дополнительные экскурсии – это тоже одна из «изюминок»?

- Да, потому что Габала – это древняя столица Албании. Здесь очень интересные албанские христианские храмы. Об Азербайджане, наверное, в Европе информация связана только с нефтью или карабахским конфликтом, а когда они приезжают, они видят совершенно другую страну. Во-первых, она развивается огромными темпами. Во-вторых, здесь огромная музыкальная культура – это произведения Гаджибекова, Караева, Амирова, Ниязи; это совершенно фантастический мугам, который ЮНЕСКО признал шедевром человечества. Поэтому они открывают для себя заново и Азербайджан тоже. Как это так – в мусульманской стране есть такая высокая степень развития симфонической культуры. Конечно, это чисто европейский, российский продукт. Тут надо добрым словом помянуть нашу дорогую Московскую консерваторию, наших учителей – великого Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, который был учителем и Кары Караева, и Ахмеда Гаджиева, все время приезжал; конечно, нашего дорогого Славу Ростроповича, который десять лет подряд приезжал в Баку и с мастер-классами, и с концертами, и всегда поддерживал азербайджанских музыкантов. В этом смысле роль России в развитии нашей музыкальной культуры находится на высочайшем уровне.

Интервью с Борисом Березовским

Торжественным гала-концертом из сочинений Сергея Рахманинова завершился второй международный праздник музыки в азербайджанской Габале. В Третьем фортепианном концерте Рахманинова солировал пианист Борис Березовский.

Борис Березовский: Я в первый раз сюда приехал и, конечно, нет слов, чтобы выразить восторг по поводу и места, и самого фестиваля, и вообще по поводу всего, что здесь происходит. Уникальный совершенно курорт, потрясающая природа. Здорово, что появляются такие места, а то все время Швейцария. Не надо туда ездить, здесь потрясающе. И фестиваль замечательный.

- Борис, а сейчас Вы здесь оказались, наверняка, в окружении каких-то других заметных европейских фестивалей?

- Я был в Италии – Марино ди санте Пьетро - это самый шикарный итальянский курорт. Там один мой друг организовал тоже фестиваль, мы там играли. До этого я был на фестивале «La Roque d`Antheron» во Франции – самом крупном пианистическом фестивале в мире, который организовывает Рене Мартин (Rene Martin). Это все площадки на открытом воздухе…

- Что бы Вы хотели пожелать этому молодому фестивалю, наверное, им нужен зал, ведь концерты open-air не всегда предсказуемы?

- Знаете, тут два варианта – либо зал, либо просто сделать очень хороший open-air. Потому что в принципе open-air в этом климате вполне возможен (здесь дождей то в этом сезоне почти не бывает). Можно сделать очень хороший зал, но для этого тоже нужен какой-то специалист. Я бы предпочел открытый воздух, потому что, конечно, здесь так красиво. Потрясающая публика, люди приезжают из Баку, из Грузии – мне очень нравится здесь и я буду сюда с удовольствием приезжать.

В ночном небе уже сияли звезды, когда завершились звуки рахманиновской музыки. Публика восторженно встречала артистов, и награждала их продолжительными овациями. Грандиозный праздничный салют стал финальным аккордом габалинских вечеров. Хочется верить, что в следующем году подобные музыкальные торжества станут не менее привлекательными и запоминающимися. Ведь слушать музыку на открытом пространстве в окружении гор и лесов заполняет сердце любого слушателя теми незабываемыми мгновениями прекрасного, которых нам так иногда не хватает в суетном потоке жизни.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Гражданская панихида по Фуату Мансурову состоится 18 июня в Большом театре

News image

Музыкальная общественность России и Татарстана понесла невосполнимую утрату. 11июня 2010 года после продолжительной болезни на 83-м году жизни сконч...

Высоким слогом русского романса

News image

Altera Musica - единственный ансамбль такого рода в Самаре. Но за 12 лет существования его успели узнать и оценить во многих городах России и за гра...

Американский гобоист восстановил первоначальное звучание сюиты Баха

News image

Американский гобоист и историк музыки Гонсало Руис (Gonzalo Ruiz) сумел восстановить первоначальное звучание Оркестровой сюиты номер 2 Иоганна Себас...

Оркестры и проекты:

News image

Бернский симфонический оркестр

Бернский симфонический оркестр (нем. Berner Symphonie-Orchester) — швейцарский симфонический оркестр, базирующийся в Берне. Осно...

News image

Симфонический оркестр Мюнхенского радио

Симфонический оркестр Мюнхенского радио (нем. Münchner Rundfunkorchester) — немецкий симфонический оркестр, базирующийся в ...

News image

Оркестровый ансамбль Парижа

Оркестровый ансамбль Парижа (фр. L'Ensemble orchestral de Paris) — французский камерный оркестр, базирующийся в Париже. Был осно...

News image

Нюрнбергский филармонический оркестр

Нюрнбергский филармонический оркестр (нем. Nürnberger Philharmoniker) — немецкий симфонический оркестр, базирующийся в Нюрн...

News image

Флоридский филармонический оркестр

Флоридский филармонический оркестр (англ. Florida Philharmonic Orchestra) — американский симфонический оркестр, существовавший в...

News image

Общество Генделя и Гайдна

Общество Генделя и Гайдна (англ. Handel and Haydn Society) — американский хор и камерный оркестр (первоначально любительский), о...