Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Биография - Фуртвенглер, Вильгельм

Реклама*


Фуртвенглер, Вильгельм
Персоны - Биография

фуртвенглер, вильгельм

Вильге льм Фу ртвенглер (нем. Gustav Heinrich Ernst Martin Wilhelm Furtwängler; 25 января 1886, Берлин, Германия — 30 ноября 1954, Баден-Баден, Германия) — немецкий дирижёр и композитор. Один из величайших дирижеров двадцатого века.

Фуртвенглер родился в Берлине в известной семье. Его отец Адольф был археологом, мать — художницей, а брат Филипп — математиком. Большую часть детства Фуртвенглер провел в Мюнхене, где его отец преподавал в Университете. В раннем возрасте начал обучаться музыке, тогда же проявилась его приверженность Бетховену, с творчеством которого он был тесно связан на протяжении всей жизни.

В 20 лет Фуртвенглер дебютировал как дирижер: в программе концерта, в котором он дирижировал Кайм-оркестром (ныне Мюнхенский филармонический оркестр), была Девятая симфония Антона Брукнера, а также свое сочинение - Largo h-moll (в переработанном виде включенное позже в Симфонию №1). Путь Фуртвенглера как музыканта-исполнителя начался с должности хормейстера в Цюрихе. К этому моменту им уже было написано несколько музыкальных произведений, однако они получили прохладный прием, и это обстоятельство, а также сознание финансовой нестабильности карьеры композитора побудило его сконцентрироваться на дирижировании. С 1909 года эту должность он занимает в Страсбурге, Любеке, Мангейме. Работает в Мюнхене, Франкфурте на Майне и в Вене; в 1920 году получил пост дирижера в Берлинской Штатскапелле, сменив на этом посту Рихарда Штрауса, в 1922 — в Оркестре Гевандхауз в Лейпциге (где он сменил Артура Никиша) и одновременно в знаменитом Берлинском филармоническом оркестре. В дальнейшем стал музыкальным руководителем Венского филармонического оркестра, Зальцбургского фестиваля и Байрёйтского фестиваля, считавшегося самым высоким постом, который в то время мог занимать дирижер в Германии.

В конце второй мировой войны вследствие жесткого давления со стороны Нацистской партии Фуртвенглер уехал в Швейцарию. После войны снова занимался дирижированием, осуществил множество записей. Умер в 1954 году в Баден-Бадене.

Наибольшую известность Фуртвенглеру принесли интрпретации произведений Бетховена, Брамса, Брукнера и Вагнера. В то же время он пропагандировал современную музыку; в числе современных сочинений в его репертуаре — Концерт для оркестра Белы Бартока.

Взаимоотношения с Нацистской партией

Связь Фуртвенглера с Адольфом Гитлером и Нацистской партией и его отношение к ним являлось предметом большой дискуссии. Когда нацисты пришли к власти в 1933 году, Фуртвенглер был настроен по отношению к ним крайне критически. В 1934 ему было запрещено дирижировать премьерой оперы Пауля Хиндемита Художник Матисс, и Фуртвенглер в знак протеста ушел в отставку со своего поста в Берлинской опере и с поста вице-президента Имперской музыкальной палаты. В 1936 году, когда разочарование Фуртвенглера в существующем режиме продолжало нарастать, ему был предложен пост главного дирижёра Нью-Йоркского филармонического оркестра, где он заменил бы Артуро Тосканини. Существовала большая вероятность того, что Фуртвенглер примет это приглашение, но сообщение из Берлинского отделения Ассошиэйтед Пресс, вероятно, заказанное Германом Герингом, утверждало, что он хотел бы вернуться вновь на свой пост в Берлинской опере. Это вызвало перемену в отношении к нему в Нью-Йорке; приглашающая сторона предполагала, что теперь Фуртвенглер полностью поддерживает Нацистскую партию. Хотя сейчас считается, что это не так (например, Фуртвенглер всегда отказывался салютовать нацистам), такая точка зрения преобладала до его смерти.

Нацисты хорошо относились к Фуртвенглеру; он был важной фигурой в области культуры. Его концерты часто транслировались немецким войскам для поднятия духа, хотя он был ограничен в репертуаре, исполняя лишь то, что дозволялось властями. Его отношение к евреям по-прежнему вызывает полемику. С одной стороны, он часто восхищался еврейскими артистами, такими как Артур Шнабель, но с другой стороны он поддерживал бойкоты еврейских товаров и критиковал доминирование евреев в газетном деле. На процессе по денацификации Фуртвенглер был обвинен в том, что поддержал нацизм, оставшись в Германии, выполнял обязанности нацистского функционера, в антисемитских выпадах против Виктора де Сабата. Однако, все эти обвинения были полностью сняты [1].

В своем заключительном слове на процессе по денацификации Фуртвенглер заявил:

«Я знал, что Германию охватил ужасный кризис, но в то же время я был ответственен за германскую музыку, и моим заданием было пройти через этот кризис без потерь. Опасения, что плоды моих трудов будут использованы для пропаганды, были ничем по сравнению с моим желанием сохранить германскую музыку, музыку исполнявшуюся для германского народа его же музыкантами. Люди эти, соотечественники Баха и Бетховена, Моцарта и Шуберта, вынуждены были жить под властью режима, без остатка охваченного идеей тотальной войны. Тот, кто не жил здесь в те дни, не может судить о том, как это было».

«Неужто Томас Манн [один из критиков позиции Фуртвенглера] действительно верит, что в гиммлеровской Германии всем было надо запретить исполнять Бетховена? А может, он просто не представляет себе, что никто еще не нуждался больше, никто еще не желал сильнее услышать Бетховена и его глас свободы и любви, чем эти немцы, вынужденные жить в гиммлеровском царстве страха? Я не жалею, что остался и поддержал этих людей».

(Перевод с англ. цитаты по книге Джона Ардуина’s The Furtwängler Record)


Пьеса Британского драматурга Рональда Харвуда Мнения сторон (Taking Sides) (1995), действие которой происходит в 1946 году в американской зоне оккупации в Берлине, посвящена обвинениям американских оккупационных войск против Фуртвенглера в отношении служения последнего нацистскому режиму. В 2001 году эта пьеса была экранизирована Иштваном Сабо с участием Харви Кейтеля, роль Фуртвенглера сыграл Стеллан Скарсгард (Stellan Skarsgård).[2]

Стиль дирижирования

Фуртвенглер обладал уникальной дирижёрской техникой. На видеозаписях Фуртвенглера [3] заметно, что он совершает странные, подчас неуклюжие, движения как будто находящийся в трансе медиум. Его жесты могут казаться не слишком связанными с музыкальным ритмом, а его физические движения одним из музыкантов оркестра характеризовались «как будто куклу дергают за верёвочки» [4]. Вопреки этому необычному стилю, а может быть — благодаря ему, музыканты под его управлением оказывались под гипнозом. Его лучшие исполнения характеризуются глубоким и полным звуком, парением мелодической линии и взрывами эмоциональных кульминаций, основанными на убедительной и логичной трактовке произведения. Многие комментаторы и критики причисляют его к величайшим дирижёрам в истории.

Фуртвенглер был знаменит неясностью и расплывчатостью своих высказываний. Его ученик Серджиу Челибидаке вспоминает, что в лучшем случае он мог сказать «Ну, нужно просто слушать» (музыку). Карл Бриницер (Carl Brinitzer) из немецкого отделения Би-Би-Си пытался взять у него интервью, и пришел к выводу, что перед ним находится слабоумный (англ. and thought he had an imbecile before him). Запись, сделанная на репетиции со Стокгольмским оркестром документально фиксирует, как Фуртвенглер едва членораздельно бормочет и напевает под нос. Тем не менее, Фуртвенглер остаётся одной из самых уважаемых музыкантами фигур. Даже Артуро Тосканини, который обычно считается полной противоположностью Фуртвенглеру (и который остро критиковал политическую позицию Фуртвенглера), однажды заявил в ответ на вопрос, кто, по его мнению, является величайшим дирижёром мира кроме него самого: «Фуртвенглер!». Григорий Пятигорский в своих мемуарах называет Фуртвенглера «поэтом среди дирижёров»[1].

Влияние

Одним из фуртвенглеровских последователей был пианист Карлроберт Крайтен (Karlrobert Kreiten). Кроме того, он оказал существенное влияние на пианиста и дирижёра Даниэля Баренбойма (Daniel Barenboim), о котором Элизабет Фуртвенглер, вдова композитора, сказала: «Он фуртвенглеровец» («Er furtwänglere»). Недавно Баренбойм записал 2-ю симфонию Фуртвенглера с Чикагским симфоническим оркестром.

Исполнение Фуртвенглером произведений Бетховена, Брукнера и Вагнера и по сей день остается эталонным.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Знаменитый хореограф Начо Дуато едет работать в Россию

News image

Знаменитый испанский хореограф Начо Дуато, руководивший 20 лет Национальным театром танца Испании, с января 2011 года возглавит балетную труппу Миха...

Сайт знаменитого конкурса имени Чайковского сменил имидж

News image

О грядущих реформах главного отечественного конкурса - имени Чайковского, говорили много.

Уникальная премьера оперы «Кармен» знаменитого итальянского оперного театра La Scala пройдет в Волог

News image

Кинотеатр «Салют» подготовил сюрприз для истинных ценителей искусства. 21 июня здесь состоится показ оперы Ж. Бизе «Кармен» знаменитого итальянского...

Оркестры и проекты:

News image

Государственный академический камерный оркестр России

Государственный академический камерный оркестр России (сокращённо ГАКОР) Был основан в 1955 году Рудольфом Баршаем как Моско...

News image

Классические проекты оркестра

«Музыкальные вечера с Президентским оркестром Республики Беларусь» с участием лауреата международных конкурсов, аспиранта Лондон...

News image

Филармонический оркестр Халиско

Филармонический оркестр Халиско (исп. Orquesta Filarmónica de Jalisco) — мексиканский симфонический оркестр, базирующийся...

News image

Хьюстонский симфонический оркестр

Хьюстонский симфонический оркестр (англ. Houston Symphony Orchestra) — один из наиболее значительных симфонических оркестров США...

News image

Российский национальный оркестр

Росси йский национа льный орке стр — академический музыкальный коллектив, созданный в 1990-м году пианистом Михаилом Плетнёвым. ...

News image

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии (сокращённо — АСО СПб филармонии) — один из крупнейших симфон...