Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - 20 лет назад выпускник ГИТИСа Дм. Бертман организовал театр «Геликон-опера»

Реклама*



20 лет назад выпускник ГИТИСа Дм. Бертман организовал театр «Геликон-опера»
Новости и события - Интервью

20 лет назад выпускник гитиса дм. бертман организовал театр «геликон-опера»

В апреле трудного 1990 года – ровно 20 лет назад – один из выпускников ГИТИСа (ныне Российская академия театрального искусства – РАТИ) 23-летний Дмитрий Бертман и еще четверо друзей, не имевших работы, решили ни больше ни меньше организовать театр. Оперный. Выбрали оперу на четверых – «Мавру» Игоря Стравинского.

Так начинала свою жизнь ныне широко известная в мире «Геликон-опера». Сегодня в гостях у «Аргументов неделi» ее создатель и художественный руководитель, народный артист России, профессор и завкафедрой РАТИ Дмитрий БЕРТМАН.

- Дмитрий Александрович, на протяжении 20 лет вы и ваш театр были «первопроходцами», «первооткрывателями». Вы ставили те оперы, которые не нашли своего воплощения ни в Большом театре, ни на других оперных сценах страны. Это верно?

– Это так. Репертуарная политика нашего театра очень разнообразна. Но одной из главных линий является постановка опер XX века и современных. Мы вправе гордиться нашим репертуаром, поскольку у нас, единственных в стране, идут такие оперы, как «Средство Макропулоса» Яначека, «Диалоги Кармелиток» Пуленка, американская опера «Распутин» Риза. Но наряду с этим идут и классические – те, что нечасто балуют зрителей: «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Фальстаф» Верди, «Сибирь» Джордано. Мы не забываем и ту любимую классику, которая обязана быть в репертуаре каждого оперного театра: «Евгений Онегин» Чайковского, «Травиата» Верди.

– От последних спектаклей складывается впечатление, что ваш режиссерский «почерк», режиссерские приемы изменились.

– Возможно, мудрее стал. Меняется время, и я меняюсь.

– Тем не менее вы признаете в постановках модернизм или абстракцию?

– Смотря что считать модерном или абстракцией. Ведь любая абстракция – это все-таки образ реальности. Именно образ, а не фотография ее. Что же касается модернизма, то я процитирую Пушкина в «Моцарте и Сальери». Слушая произведения Моцарта, Сальери (т.е. Пушкин) оценивает их с трех позиций: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность». Тем самым нам даются главные критерии оценки произведения искусства. В каждом из них должны быть три составляющие: глубина, т.е. концепция, смелость – это новаторство, стройность – это профессионализм, это школа, это традиция. Что касается традиции, могу сказать, что весь мир завидует России, тому, что у нас были Шаляпин, Станиславский.

– Каковы ваши отношения со временем, в частности, нынешним? Вы когда-то сказали, что ваша жизнь идет «не по часам, а по премьерам».

– Это так. В этом сезоне мы сыграли премьеру оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», которую молодой композитор написал по сказке Карло Гоцци. Сейчас у нас поставлена «Вампука, невеста африканская» В. Эренберга. Эту оперу-пародию, которая высмеивает все то, с чем мы обычно боремся в оперном театре, поставили вместе с Центром Галины Вишневской. Это смешной спектакль. Думаю, зрители будут рады.

Мы с театром поставили очень большой и красочный спектакль «Царица» – оперу Давида Тухманова, автора знаменитой песни «День Победы». В Москве «Царица» прошла на сцене Дворца Съездов. Таковы последние работы у меня и у театра.

– Вы всегда относились к артистам не как к пешкам, а как к творцам спектакля. Ваше мнение не изменилось?

– Мои артисты уникальны. Я всегда по ним скучаю, когда ставлю без них. Во-первых, они очень талантливы. Во-вторых, они натренированы, они ансамблевые – то, что сейчас стало редкостью. Раньше везде были постоянные труппы во главе с режиссерами, которые воспитывали труппу.

Я счастлив, что у меня труппа воспитана. Они знают, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

– У вас и у вашего театра большие художественные ресурсы, которые вы и артисты театра используете не только в Москве, но и по всему миру. Что дает столь широкий спектр деятельности?

– Это обмен культурными коммуникациями, навыками, идеями. Когда артист натренирован, если сегодня он поет в «Геликоне», завтра в лондонском «Ковент-Гардене», послезавтра в парижской «Опера-Бастий», то, возвращаясь в Москву, становится внутренне богаче. Ведь он приобретает огромный актерский опыт, который дает ему возможность проявить его и здесь. Плюс ко всему это еще большая гордость и реклама для нашего театра, потому что в мире знают, что артист театра «Геликон» – это бренд.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Бюджет постановки оперы «Псковитянка» в Пскове составляет 36 млн. рублей

News image

Бюджет постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка», которая будет представлена в Псковском кремле 22 июля, составит 36 млн. рублей. Об...

Плетнев присоединится к своему оркестру в августе

News image

Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра (РНО) Михаил Плетнев, оказавшийся фигурантом дела о растлении несов...

В Лондоне ушёл из жизни известный дирижёр Чарльз Маккеррас

News image

В Лондоне скончался известный австралийский дирижёр сэр Чарльз Маккеррас. Чарльз Маккеррас родился 17 ноября 1925 года в Нью-Йорке. Его родители был...

Оркестры и проекты:

News image

Национальный оркестр Страны басков

Национальный оркестр Страны басков (исп. Orquesta Sinfónica de Euskadi, баск. Euskadiko Orkestra Sinfonikoa) — испанский ...

News image

Нью-Йоркский филармонический оркестр

Нью-Йоркский филармонический оркестр (англ. New York Philharmonic) — один из старейших и крупнейших симфонических оркестров США....

News image

Амстердамский филармонический оркестр

Амстердамский филармонический оркестр (нидерл. Amsterdams Philharmonisch Orkest) — нидерландский симфонический оркестр, существ...

News image

Нью-Орлеанский симфонический оркестр

Нью-Орлеанский симфонический оркестр (англ. New Orleans Symphony) — американский симфонический оркестр, базировавшийся в Новом О...

News image

Оркестровый ансамбль Парижа

Оркестровый ансамбль Парижа (фр. L'Ensemble orchestral de Paris) — французский камерный оркестр, базирующийся в Париже. Был осно...

News image

Симфонический оркестр Финского радио

Симфонический оркестр Финского радио (фин. YLE Radion sinfoniaorkesteri, швед. YLE Radions Symfoniorkester) — симфонический орке...