Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - 20 лет назад выпускник ГИТИСа Дм. Бертман организовал театр «Геликон-опера»

Реклама*



20 лет назад выпускник ГИТИСа Дм. Бертман организовал театр «Геликон-опера»
Новости и события - Интервью

20 лет назад выпускник гитиса дм. бертман организовал театр «геликон-опера»

В апреле трудного 1990 года – ровно 20 лет назад – один из выпускников ГИТИСа (ныне Российская академия театрального искусства – РАТИ) 23-летний Дмитрий Бертман и еще четверо друзей, не имевших работы, решили ни больше ни меньше организовать театр. Оперный. Выбрали оперу на четверых – «Мавру» Игоря Стравинского.

Так начинала свою жизнь ныне широко известная в мире «Геликон-опера». Сегодня в гостях у «Аргументов неделi» ее создатель и художественный руководитель, народный артист России, профессор и завкафедрой РАТИ Дмитрий БЕРТМАН.

- Дмитрий Александрович, на протяжении 20 лет вы и ваш театр были «первопроходцами», «первооткрывателями». Вы ставили те оперы, которые не нашли своего воплощения ни в Большом театре, ни на других оперных сценах страны. Это верно?

– Это так. Репертуарная политика нашего театра очень разнообразна. Но одной из главных линий является постановка опер XX века и современных. Мы вправе гордиться нашим репертуаром, поскольку у нас, единственных в стране, идут такие оперы, как «Средство Макропулоса» Яначека, «Диалоги Кармелиток» Пуленка, американская опера «Распутин» Риза. Но наряду с этим идут и классические – те, что нечасто балуют зрителей: «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Фальстаф» Верди, «Сибирь» Джордано. Мы не забываем и ту любимую классику, которая обязана быть в репертуаре каждого оперного театра: «Евгений Онегин» Чайковского, «Травиата» Верди.

– От последних спектаклей складывается впечатление, что ваш режиссерский «почерк», режиссерские приемы изменились.

– Возможно, мудрее стал. Меняется время, и я меняюсь.

– Тем не менее вы признаете в постановках модернизм или абстракцию?

– Смотря что считать модерном или абстракцией. Ведь любая абстракция – это все-таки образ реальности. Именно образ, а не фотография ее. Что же касается модернизма, то я процитирую Пушкина в «Моцарте и Сальери». Слушая произведения Моцарта, Сальери (т.е. Пушкин) оценивает их с трех позиций: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность». Тем самым нам даются главные критерии оценки произведения искусства. В каждом из них должны быть три составляющие: глубина, т.е. концепция, смелость – это новаторство, стройность – это профессионализм, это школа, это традиция. Что касается традиции, могу сказать, что весь мир завидует России, тому, что у нас были Шаляпин, Станиславский.

– Каковы ваши отношения со временем, в частности, нынешним? Вы когда-то сказали, что ваша жизнь идет «не по часам, а по премьерам».

– Это так. В этом сезоне мы сыграли премьеру оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», которую молодой композитор написал по сказке Карло Гоцци. Сейчас у нас поставлена «Вампука, невеста африканская» В. Эренберга. Эту оперу-пародию, которая высмеивает все то, с чем мы обычно боремся в оперном театре, поставили вместе с Центром Галины Вишневской. Это смешной спектакль. Думаю, зрители будут рады.

Мы с театром поставили очень большой и красочный спектакль «Царица» – оперу Давида Тухманова, автора знаменитой песни «День Победы». В Москве «Царица» прошла на сцене Дворца Съездов. Таковы последние работы у меня и у театра.

– Вы всегда относились к артистам не как к пешкам, а как к творцам спектакля. Ваше мнение не изменилось?

– Мои артисты уникальны. Я всегда по ним скучаю, когда ставлю без них. Во-первых, они очень талантливы. Во-вторых, они натренированы, они ансамблевые – то, что сейчас стало редкостью. Раньше везде были постоянные труппы во главе с режиссерами, которые воспитывали труппу.

Я счастлив, что у меня труппа воспитана. Они знают, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

– У вас и у вашего театра большие художественные ресурсы, которые вы и артисты театра используете не только в Москве, но и по всему миру. Что дает столь широкий спектр деятельности?

– Это обмен культурными коммуникациями, навыками, идеями. Когда артист натренирован, если сегодня он поет в «Геликоне», завтра в лондонском «Ковент-Гардене», послезавтра в парижской «Опера-Бастий», то, возвращаясь в Москву, становится внутренне богаче. Ведь он приобретает огромный актерский опыт, который дает ему возможность проявить его и здесь. Плюс ко всему это еще большая гордость и реклама для нашего театра, потому что в мире знают, что артист театра «Геликон» – это бренд.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Прощание с балериной Мариной Семеновой состоится в Большом театре

News image

В Большом театре России пройдет прощание с балериной и педагогом Мариной Семеновой. Как сообщает пресс-служба театра, гражданская панихида состоится...

Итальянцы в России. Театр имени Покровского открывает новый сезон

News image

В Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского прошел сбор труппы театра по случаю скорого открытия 3...

Плетнев присоединится к своему оркестру в августе

News image

Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра (РНО) Михаил Плетнев, оказавшийся фигурантом дела о растлении несов...

Оркестры и проекты:

News image

Оркестр Ламурё

Оркестр Ламурё (фр. Orchestre Lamoureux) — французский симфонический оркестр, основанный в Париже в 1881 г. скрипачом и дирижёро...

News image

La Primavera

Казанский Государственный камерный оркестр «La Primavera» — российский камерный оркестр, созданный скрипачём Рустемом Абязовым в...

News image

Дрезденский филармонический оркестр

Дрезденский филармонический оркестр (нем. Dresdner Philharmoniker) — симфонический оркестр, располагающийся в Дрездене, спонсиру...

News image

Президентский оркестр Службы Коменданта Московского Кремля ФСО России

Президентский оркестр был создан 11 сентября 1938 года как оркестр Управления коменданта Московского Кремля. Сегодня Президентск...

News image

Хьюстонский симфонический оркестр

Хьюстонский симфонический оркестр (англ. Houston Symphony Orchestra) — один из наиболее значительных симфонических оркестров США...

News image

Оркестр радио и телевидения Саарбрюкена

Оркестр радио и телевидения Саарбрюкена (нем. Rundfunk-Sinfonieorchester Saarbrücken) — немецкий симфонический оркестр, раб...