Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - 20 лет назад выпускник ГИТИСа Дм. Бертман организовал театр «Геликон-опера»

Реклама*



20 лет назад выпускник ГИТИСа Дм. Бертман организовал театр «Геликон-опера»
Новости и события - Интервью

20 лет назад выпускник гитиса дм. бертман организовал театр «геликон-опера»

В апреле трудного 1990 года – ровно 20 лет назад – один из выпускников ГИТИСа (ныне Российская академия театрального искусства – РАТИ) 23-летний Дмитрий Бертман и еще четверо друзей, не имевших работы, решили ни больше ни меньше организовать театр. Оперный. Выбрали оперу на четверых – «Мавру» Игоря Стравинского.

Так начинала свою жизнь ныне широко известная в мире «Геликон-опера». Сегодня в гостях у «Аргументов неделi» ее создатель и художественный руководитель, народный артист России, профессор и завкафедрой РАТИ Дмитрий БЕРТМАН.

- Дмитрий Александрович, на протяжении 20 лет вы и ваш театр были «первопроходцами», «первооткрывателями». Вы ставили те оперы, которые не нашли своего воплощения ни в Большом театре, ни на других оперных сценах страны. Это верно?

– Это так. Репертуарная политика нашего театра очень разнообразна. Но одной из главных линий является постановка опер XX века и современных. Мы вправе гордиться нашим репертуаром, поскольку у нас, единственных в стране, идут такие оперы, как «Средство Макропулоса» Яначека, «Диалоги Кармелиток» Пуленка, американская опера «Распутин» Риза. Но наряду с этим идут и классические – те, что нечасто балуют зрителей: «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Фальстаф» Верди, «Сибирь» Джордано. Мы не забываем и ту любимую классику, которая обязана быть в репертуаре каждого оперного театра: «Евгений Онегин» Чайковского, «Травиата» Верди.

– От последних спектаклей складывается впечатление, что ваш режиссерский «почерк», режиссерские приемы изменились.

– Возможно, мудрее стал. Меняется время, и я меняюсь.

– Тем не менее вы признаете в постановках модернизм или абстракцию?

– Смотря что считать модерном или абстракцией. Ведь любая абстракция – это все-таки образ реальности. Именно образ, а не фотография ее. Что же касается модернизма, то я процитирую Пушкина в «Моцарте и Сальери». Слушая произведения Моцарта, Сальери (т.е. Пушкин) оценивает их с трех позиций: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность». Тем самым нам даются главные критерии оценки произведения искусства. В каждом из них должны быть три составляющие: глубина, т.е. концепция, смелость – это новаторство, стройность – это профессионализм, это школа, это традиция. Что касается традиции, могу сказать, что весь мир завидует России, тому, что у нас были Шаляпин, Станиславский.

– Каковы ваши отношения со временем, в частности, нынешним? Вы когда-то сказали, что ваша жизнь идет «не по часам, а по премьерам».

– Это так. В этом сезоне мы сыграли премьеру оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», которую молодой композитор написал по сказке Карло Гоцци. Сейчас у нас поставлена «Вампука, невеста африканская» В. Эренберга. Эту оперу-пародию, которая высмеивает все то, с чем мы обычно боремся в оперном театре, поставили вместе с Центром Галины Вишневской. Это смешной спектакль. Думаю, зрители будут рады.

Мы с театром поставили очень большой и красочный спектакль «Царица» – оперу Давида Тухманова, автора знаменитой песни «День Победы». В Москве «Царица» прошла на сцене Дворца Съездов. Таковы последние работы у меня и у театра.

– Вы всегда относились к артистам не как к пешкам, а как к творцам спектакля. Ваше мнение не изменилось?

– Мои артисты уникальны. Я всегда по ним скучаю, когда ставлю без них. Во-первых, они очень талантливы. Во-вторых, они натренированы, они ансамблевые – то, что сейчас стало редкостью. Раньше везде были постоянные труппы во главе с режиссерами, которые воспитывали труппу.

Я счастлив, что у меня труппа воспитана. Они знают, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

– У вас и у вашего театра большие художественные ресурсы, которые вы и артисты театра используете не только в Москве, но и по всему миру. Что дает столь широкий спектр деятельности?

– Это обмен культурными коммуникациями, навыками, идеями. Когда артист натренирован, если сегодня он поет в «Геликоне», завтра в лондонском «Ковент-Гардене», послезавтра в парижской «Опера-Бастий», то, возвращаясь в Москву, становится внутренне богаче. Ведь он приобретает огромный актерский опыт, который дает ему возможность проявить его и здесь. Плюс ко всему это еще большая гордость и реклама для нашего театра, потому что в мире знают, что артист театра «Геликон» – это бренд.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Бюджет постановки оперы «Псковитянка» в Пскове составляет 36 млн. рублей

News image

Бюджет постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка», которая будет представлена в Псковском кремле 22 июля, составит 36 млн. рублей. Об...

Сайт знаменитого конкурса имени Чайковского сменил имидж

News image

О грядущих реформах главного отечественного конкурса - имени Чайковского, говорили много.

Дирижер Риккардо Мути отменил концерты в США из-за обострения гастрита

News image

Всемирно известный итальянский дирижер Риккардо Мути (Riccardo Muti) из-за серьезного недомогания был вынужден отказаться от продолжения своих конце...

Оркестры и проекты:

News image

Президентский оркестр Службы Коменданта Московского Кремля ФСО России

Президентский оркестр был создан 11 сентября 1938 года как оркестр Управления коменданта Московского Кремля. Сегодня Президентск...

News image

Симфонический оркестр Северогерманского радио

Симфонический оркестр Северогерманского радио (нем. Sinfonieorchester des Norddeutschen Rundfunks) — германский симфонический ор...

News image

Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Академический симфонический оркестр Московской филармонии — один из ведущих симфонических оркестров СССР, а затем и России.

News image

Симфонический оркестр Мариинского театра

Симфонический оркестр Мариинского театра (с 1934 по 1993 год — Ленинградского государственного академического театра оперы и бал...

News image

Арнемский филармонический оркестр

Арнемский филармонический оркестр (англ. Arnhem Philharmonic Orchestra, нидерл. Het Gelders Orkest) — нидерландский симфонически...

News image

Симфонический оркестр NBC

Симфонический оркестр NBC (англ. NBC Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, созданный в 1937 г. главным идеол...