Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Репетиция оркестров. В Екатеринбурге проходит Симфонический форум России

Реклама*



Репетиция оркестров. В Екатеринбурге проходит Симфонический форум России
Новости и события - Интервью

репетиция оркестров. в екатеринбурге проходит симфонический форум россии

Первый в новейшей истории фестиваль российских оркестров, совмещенный с обширной деловой частью, проводит в эти дни Свердловская филармония.

В творческой программе выступления 4 оркестров: БСО им. Чайковского с Владимиром Федосеевым, Госоркестра Республики Татарстан (дирижер Александр Сладковский), Омского академического (главный дирижер Дмитрий Васильев) и Уральского филармонического под управлением Дмитрия Лисса, Энхэ, Дмитрия Китаенко.

Собравшиеся в Екатеринбурге директоры, менеджеры оркестров, дирижеры, критики принимают участие в семинарах и круглом столе по проблемам симфонических оркестров России. Завершится симфофорум 11 апреля концертом премьер победителей 2-го открытого конкурса композиторов Петя и волк на лучшее симфоническое произведение для детей. Обозреватель РГ встретилась с инициатором всероссийской акции, директором Свердловской филармонии Александром Колотурским. Разговор коснулся многих проблем, в том числе и дискуссии, начатой в РГ Михаилом Плетневым.

Александр Колотурский: Государственная культурная политика только распределением грантов ограничиться, конечно, не может. Если для оркестров Москвы и Петербурга гранты еще могут быть панацеей, то в России, на мой взгляд, это ничего не даст. И можно только выразить сожаление, что вся эта система не прозрачна, нет критериев, и почему-то касается лишь обеих столиц. Но если смотреть шире - на симфоническое хозяйство России в целом, то следует отметить два момента. Во-первых, утеряны колоссальные традиции, заложенные еще в Советском Союзе, и этого никто не хочет признавать. Во-вторых, хозяйство наше зависит от многих факторов, и только системный подход может изменить ситуацию. За последние лет двадцать оказалась разрушена созданная в СССР четкая система обеспечения жизнедеятельности оркестров, разрушена в результате децентрализации.

Российская газета: Вы считаете, ее надо вернуть?

Колотурский: Нет. Но должен быть системный подход, общие правила для всех. В 90-е годы после распада Союза решение главных вопросов было передано на уровень региональных властей, которые по Конституции отвечают за развитие культуры. Но им никто не рассказал, как развивать оркестры в новых условиях. А ведь все поменялось.

РГ: Разделение по уровням - федеральный, региональный, муниципальный - кому-то ведь дало новые возможности? Сколько за это время возникло новых оркестров, театров, других институций. А Свердловская филармония смогла выстроить абсолютно новую модель существования.

Колотурский: У нас получилось потому, что мы подходили системно: совместно губернатором, областным правительством, попечителями. В основе работоспособной системы - взаимоотношения трех главных участников процесса: местной власти, т.е. учредителей, менеджмента, т.е. руководства и общества. И у каждого теперь - своя новая роль. Во всем мире есть разделение оркестров по уровню, и учредитель решает, какого класса оркестр в своем регионе он хотел бы иметь (в СССР это определялось категорийной системой). А общество дает опосредованный заказ на симфоническую культуру и поставляет благотворителей.

РГ: А функции государства?

Колотурский: Ему придется участвовать, иначе деньги бюджета будут выброшены на ветер. Роль федерального министерства культуры - дать властям на местах методические рекомендации по созданию системы жизнедеятельности оркестров. Начиная от базы, возможного финансирования, задач менеджменту.

РГ: Каков конкретный алгоритм действий?

Колотурский: На первое место я бы поставил мониторинг: что мы имеем на сегодняшний день. Надо начать отслеживать и анализировать ситуацию в российских оркестрах, скажу прямо - без Москвы и Питера, там свои законы. А потом должна появиться стратегия развития филармонической деятельности, где основное ядро - симфонические оркестры. Этот вопрос сейчас и ставится Союзом концертных организаций России (СКОР). Мы в Екатеринбурге замахнулись на проведение первого в России Симфонического форума именно с целью собрать информацию, обсудить вопросы, обозначить круг проблем и потом уже поднимать их на самом высоком уровне - минкульта, правительства страны, президента. Только консолидация и совместное движение корпоративного сообщества могут дать результат.

РГ: В вашей схеме: учредитель - менеджер - общество куда-то подевалась творческая личность, какова роль главного дирижера?

Колотурский: Роль творческого звена - в создании продукта. Дирижер должен отвечать за профессиональный уровень оркестра.

РГ: Получается, что главный дирижер - не лидер, а что-то типа наемного служащего?

Колотурский: Да, в российских традициях пока этого нет. Исторически сложилось, что во всех крупных оркестрах, прежде всего столичных, первое лицо - это творцы. А вот в остальной России - директора. И в новой ситуации у менеджера не просто исполнительная функция, теперь он созидатель. И уже нужно говорить не о директоре, а об интенданте с творческими полномочиями. Даже у нас: по контракту я отвечаю практически за все. В том числе и за творческий уровень, и за творческий продукт.

РГ: Готово ли такую идею воспринять профессиональное сообщество?

Колотурский: Это уже разговор на другую тему: о роли менеджмента в искусстве.

РГ: Тогда последний вопрос - новая государственная стратегия в филармонической сфере должна сыграть свою роль для тех регионов, где еще нет порядка. Но у вас-то в Свердловской филармонии все хорошо? Чего вы ждете от государства?

Колотурский: Нам надо переходить на другую ступень. Наша задача - достигнуть такого творческого уровня, чтобы Уральский оркестр представлял Россию в мировом концертном пространстве наряду с ведущими оркестрами страны.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Таких, как Сарвар Ганиев мало и они уходят

News image

Народный артист Азербайджана, известный композитор Хайам Мирзазаде посвятил когда-то сонату ушедшему вчера из жизни скрипачу-виртуозу, народному арт...

На концертной сцене Челябинска дуэт всемирно известных пианистов

News image

Завтра, 18 мая, в Челябинском концертном зале имени Сергея Прокофьева состоится концерт, который для поклонников фортепианной музыки явится редким с...

Знаменитый хореограф Начо Дуато едет работать в Россию

News image

Знаменитый испанский хореограф Начо Дуато, руководивший 20 лет Национальным театром танца Испании, с января 2011 года возглавит балетную труппу Миха...

Оркестры и проекты:

News image

Краковский филармонический оркестр

Симфонический оркестр Краковской филармонии (польск. Orkiestra Symfoniczna Filharmonii Krakowskiej), также называемый Краковский...

News image

Эстрадные проекты оркестра р. Беларусь

2005 год: 2006 год: 2007 год: 2008 год: 2009 год: а также: «Музыкальные вечера с Президентским оркестром Респуб...

News image

Новосибирский академический симфонический оркестр

Новосибирский академический симфонический оркестр — российский симфонический оркестр, базирующийся в Новосибирске. Звание «акаде...

News image

Оркестр Синаняна

Оркестр Синаняна[1] (Армянский оркестр) — первый крупный армянский симфонический оркестр, организованный Григором Синаняном в 18...

News image

Питтсбургский симфонический оркестр

Питтсбургский симфонический оркестр (англ. Pittsburgh Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в П...

News image

Военный интернационал

В этом году на военно-музыкальном фестивале Спасская башня , который пройдет на Красной площади с 4 по 9 сентября, будет расшир...