Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Репетиция оркестров. В Екатеринбурге проходит Симфонический форум России

Реклама*



Репетиция оркестров. В Екатеринбурге проходит Симфонический форум России
Новости и события - Интервью

репетиция оркестров. в екатеринбурге проходит симфонический форум россии

Первый в новейшей истории фестиваль российских оркестров, совмещенный с обширной деловой частью, проводит в эти дни Свердловская филармония.

В творческой программе выступления 4 оркестров: БСО им. Чайковского с Владимиром Федосеевым, Госоркестра Республики Татарстан (дирижер Александр Сладковский), Омского академического (главный дирижер Дмитрий Васильев) и Уральского филармонического под управлением Дмитрия Лисса, Энхэ, Дмитрия Китаенко.

Собравшиеся в Екатеринбурге директоры, менеджеры оркестров, дирижеры, критики принимают участие в семинарах и круглом столе по проблемам симфонических оркестров России. Завершится симфофорум 11 апреля концертом премьер победителей 2-го открытого конкурса композиторов Петя и волк на лучшее симфоническое произведение для детей. Обозреватель РГ встретилась с инициатором всероссийской акции, директором Свердловской филармонии Александром Колотурским. Разговор коснулся многих проблем, в том числе и дискуссии, начатой в РГ Михаилом Плетневым.

Александр Колотурский: Государственная культурная политика только распределением грантов ограничиться, конечно, не может. Если для оркестров Москвы и Петербурга гранты еще могут быть панацеей, то в России, на мой взгляд, это ничего не даст. И можно только выразить сожаление, что вся эта система не прозрачна, нет критериев, и почему-то касается лишь обеих столиц. Но если смотреть шире - на симфоническое хозяйство России в целом, то следует отметить два момента. Во-первых, утеряны колоссальные традиции, заложенные еще в Советском Союзе, и этого никто не хочет признавать. Во-вторых, хозяйство наше зависит от многих факторов, и только системный подход может изменить ситуацию. За последние лет двадцать оказалась разрушена созданная в СССР четкая система обеспечения жизнедеятельности оркестров, разрушена в результате децентрализации.

Российская газета: Вы считаете, ее надо вернуть?

Колотурский: Нет. Но должен быть системный подход, общие правила для всех. В 90-е годы после распада Союза решение главных вопросов было передано на уровень региональных властей, которые по Конституции отвечают за развитие культуры. Но им никто не рассказал, как развивать оркестры в новых условиях. А ведь все поменялось.

РГ: Разделение по уровням - федеральный, региональный, муниципальный - кому-то ведь дало новые возможности? Сколько за это время возникло новых оркестров, театров, других институций. А Свердловская филармония смогла выстроить абсолютно новую модель существования.

Колотурский: У нас получилось потому, что мы подходили системно: совместно губернатором, областным правительством, попечителями. В основе работоспособной системы - взаимоотношения трех главных участников процесса: местной власти, т.е. учредителей, менеджмента, т.е. руководства и общества. И у каждого теперь - своя новая роль. Во всем мире есть разделение оркестров по уровню, и учредитель решает, какого класса оркестр в своем регионе он хотел бы иметь (в СССР это определялось категорийной системой). А общество дает опосредованный заказ на симфоническую культуру и поставляет благотворителей.

РГ: А функции государства?

Колотурский: Ему придется участвовать, иначе деньги бюджета будут выброшены на ветер. Роль федерального министерства культуры - дать властям на местах методические рекомендации по созданию системы жизнедеятельности оркестров. Начиная от базы, возможного финансирования, задач менеджменту.

РГ: Каков конкретный алгоритм действий?

Колотурский: На первое место я бы поставил мониторинг: что мы имеем на сегодняшний день. Надо начать отслеживать и анализировать ситуацию в российских оркестрах, скажу прямо - без Москвы и Питера, там свои законы. А потом должна появиться стратегия развития филармонической деятельности, где основное ядро - симфонические оркестры. Этот вопрос сейчас и ставится Союзом концертных организаций России (СКОР). Мы в Екатеринбурге замахнулись на проведение первого в России Симфонического форума именно с целью собрать информацию, обсудить вопросы, обозначить круг проблем и потом уже поднимать их на самом высоком уровне - минкульта, правительства страны, президента. Только консолидация и совместное движение корпоративного сообщества могут дать результат.

РГ: В вашей схеме: учредитель - менеджер - общество куда-то подевалась творческая личность, какова роль главного дирижера?

Колотурский: Роль творческого звена - в создании продукта. Дирижер должен отвечать за профессиональный уровень оркестра.

РГ: Получается, что главный дирижер - не лидер, а что-то типа наемного служащего?

Колотурский: Да, в российских традициях пока этого нет. Исторически сложилось, что во всех крупных оркестрах, прежде всего столичных, первое лицо - это творцы. А вот в остальной России - директора. И в новой ситуации у менеджера не просто исполнительная функция, теперь он созидатель. И уже нужно говорить не о директоре, а об интенданте с творческими полномочиями. Даже у нас: по контракту я отвечаю практически за все. В том числе и за творческий уровень, и за творческий продукт.

РГ: Готово ли такую идею воспринять профессиональное сообщество?

Колотурский: Это уже разговор на другую тему: о роли менеджмента в искусстве.

РГ: Тогда последний вопрос - новая государственная стратегия в филармонической сфере должна сыграть свою роль для тех регионов, где еще нет порядка. Но у вас-то в Свердловской филармонии все хорошо? Чего вы ждете от государства?

Колотурский: Нам надо переходить на другую ступень. Наша задача - достигнуть такого творческого уровня, чтобы Уральский оркестр представлял Россию в мировом концертном пространстве наряду с ведущими оркестрами страны.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Таких, как Сарвар Ганиев мало и они уходят

News image

Народный артист Азербайджана, известный композитор Хайам Мирзазаде посвятил когда-то сонату ушедшему вчера из жизни скрипачу-виртуозу, народному арт...

Десятников покинул пост музыкального руководителя Большого театра

News image

Известный композитор Леонид Десятников оставляет пост музыкального руководителя Большого театра по собственному желанию. Об этом сообщил генеральный...

Нетребко отменила свадьбу с отцом ребенка

News image

Знаменитая оперная дива Анна Нетребко и уругвайский баритон Эрвин Шротт, которые не раз объявляли о своем намерении связать себя узами браками, похо...

Оркестры и проекты:

News image

Мальтийский филармонический оркестр

Мальтийский филармонический оркестр (мальт. Orkestra Filarmonika Nazzjonali, англ. Malta Philharmonic Orchestra) — мальтийский н...

News image

Оркестр Колонна

Оркестр Колонна (фр. Orchestre Colonne) — французский симфонический оркестр, основанный в Париже в 1873 г. скрипачом и дирижёром...

News image

Нюрнбергский филармонический оркестр

Нюрнбергский филармонический оркестр (нем. Nürnberger Philharmoniker) — немецкий симфонический оркестр, базирующийся в Нюрн...

News image

Симфонический оркестр NBC

Симфонический оркестр NBC (англ. NBC Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, созданный в 1937 г. главным идеол...

News image

Берлинский филармонический оркестр

Говоря о берлинском филармоническом оркестре, так это самый крупный оркестр, который есть в Германии, и базируется он в Берли...

News image

Лос-Анджелесский филармонический оркестр

Лос-Анджелесский филармонический оркестр (англ. Los Angeles Philharmonic) — американский симфонический оркестр, основанный в 191...