Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Музыка освобождения / Маэстро Аркадий Берин дирижирует концертом ко Дню освобождения

Реклама*


Музыка освобождения / Маэстро Аркадий Берин дирижирует концертом ко Дню освобождения
Новости и события - Интервью

музыка освобождения / маэстро аркадий берин дирижирует концертом ко дню освобождения

5 мая 2010 г., в Берлинском Концертхаусе звучит музыка великих композиторов – Чайковского и Бетховена. В канун 9 мая в Берлине - столице свободной страны, возведённой на руинах нацизма – героическая музыка гениев России и Германии звучит в исполнении потомков победителей - Московского симфонического оркестра.

Невольно вспоминается фильм моего детства об исполнении Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в осаждённом Ленинграде, тогда это было для музыкантов делом чести и профессионального долга, символом их несломленного духа.

И вот в канун праздника нашей Победы российские мастера играют в Берлине. Знаменуя спасение мира от тирании, вандализма и агрессии. Об этом музыкальном празднике мы беседуем с главным дирижёром Московского симфонического оркестра профессором Аркадием Бериным.

Аркадий Берин (Германия) — известный в Европе дирижёр.

«Этот человек в чёрном фраке на сцене — двухчасовой творческий подъём, заряд вдохновения, воодушевления, энергии и страсти, вызывающий овации, симпатии и восторги зрительного зала», — так характеризует его немецкая пресса.

Дмитрий Петров: — Как возникла эта замечательная идея — организовать в столице Германии концерт Московского симфонического в канун Дня Победы?

Аркадий Берин: — Музыка — это уникальный по силе воздействия язык общения народов, не требующий перевода.

7 мая 2005 года, в канун 60-летия Победы, в том же знаменитом Концертхаусе, где некогда блистал несравненный Герберт фон Караян, я дирижировал популярным в Европе Интернациональным симфоническим оркестром Германии (Internationale Symphoniker Deutschland). В программе также звучала музыка Чайковского и других композиторов-классиков. Концерт прошёл с огромным успехом.

Пролетели пять лет. За это время я провёл массу концертов на различных престижных площадках, а с сентября 2009 года возглавил Московский симфонический оркестр. Первые концерты оркестра под моим руководством в Большом зале Московской консерватории были приняты публикой очень тепло.

Затем был большой концертный тур по Германии с участием лауреата международных концертов пианиста Александра Гиндина. Взыскательная публика Веймара, Гамбурга, Берлина принимала нас с восторгом, а известная своей принципиальностью немецкая пресса дала высочайшую оценку исполнения российским оркестром гениальной музыки Чайковского.

Идея концерта принадлежит немецкой стороне: после успешного концерта в Берлине в рамках состоявшегося осенью 2009 года турне его организатор, известный импресарио г-н Герман Фальк, представляющий фирму Cantica, пригласил именно Московский симфонический оркестр выступить на торжествах в честь освобождения Европы от фашизма. Кстати, он не ошибся — уже за месяц до концерта раскуплены все билеты, что подтверждает интерес публики к оркестру.

Должен сказать, что это очень и очень непросто — организовать симфонический концерт такого масштаба сегодня. Этот концерт смог состояться лишь благодаря поддержке Вологды и лично губернатора области Вячеслава Позгалёва, а также крупнейшей российской компании Phosagro, представленной не только в России, но и на международном рынке. Моя огромная искренняя благодарность им.

— А как московское правительство участвует в нынешнем победном концерте?

— Я сердечно благодарю мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова за то прекрасное приветственное обращение к немецкой публике, которое будет включено в буклет нашего концерта (вместе с обращением бургомистра Берлина Клауса Воверайта), где он поздравляет всех с 65-летием освобождения Европы от фашизма. С праздником, который объединяет цивилизованных людей всей планеты. Символично, что в эти дни в Берлине звучит музыка великого немецкого композитора Бетховена и великого русского классика Чайковского в исполнении Московского симфонического оркестра.

— Без сомнения, это обращение мэра к публике прекрасно. Но, маэстро, согласитесь, резонно ожидать, что у отношений между правительством Москвы и международно признанным оркестром, носящим имя столицы, имеется и другое измерение...

— Московский симфонический оркестр, как и все оркестры мира, не может существовать без финансовой поддержки со стороны государства и грантов. Классическое искусство не является коммерческим — его задача дарить людям радость, любовь и вдохновение.

Музыканты должны полностью отдаваться любимому делу, а не думать о хлебе насущном. Я надеюсь на дальнейшее тесное сотрудничество с мэрией Москвы, благодаря которому я смогу сделать этот коллектив не только одним из лучших в Москве, но и поставить его в ряд ведущих оркестров мира, таких как Лондонский симфонический, оркестры Филадельфии, Бостона, Кливленда, носящих имя своих городов… Надеюсь, что наши высокие творческие достижения, в том числе и предстоящий концерт в Берлине, приведут нас к поставленной цели — получения государственного статуса.

— Но не приходилось ли вам чувствовать наряду с трепетом и восторгом ещё и скорби по поводу тех страниц в отношениях между нашими странами и народами, которые лёгкими не назовёшь?..

— «Красота спасёт мир» — в этом ответ на ваш вопрос, гений великих классиков Чайковского и Бетховена выше национальных барьеров. Для него нет преград. Да, он принадлежит своей родине и культуре, а они принадлежат ему. Но ровно так же он владеет миром, а мир владеет им.

Гений Бетховена пронзил границы и века. Чего стоит одна «Ода к радости» — финал великой Девятой симфонии на текст Шиллера. Это же гимн Европы! Зовущий к единению всех сердец, народов, культур. И в России — без сомнения, европейской стране — он звучит так же патетически и победно, как в Германии, Франции или Италии.

Итак, в первом отделении торжественного концерта мы играем Бетховена, его героическую увертюру «Эгмонт» с её мистическим и оптимистическим финалом. А также Пятый фортепианный концерт в исполнении прекрасного молодого музыканта, выпускника Московской консерватории, лауреата международных конкурсов Владислава Холоденко.

Во втором отделении прозвучит скрипичный концерт Чайковского в исполнении молодого московского виртуоза, лауреата международного конкурса им. Чайковского, солиста Московской филармонии Никиты Борисоглебского. Завершает концерт торжественный, оптимистический по своему звучанию финал Четвёртой симфонии с темой «Во поле берёза стояла» — мелодии, символизирующей очищение человечества от мракобесия и насилия.

В этих чудесных произведениях великих композиторов Германии и России торжествует счастье, побеждает любовь! В этой музыке свободный, героический, победный человек идёт по миру с радостью. Как ему и надлежит.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Высоким слогом русского романса

News image

Altera Musica - единственный ансамбль такого рода в Самаре. Но за 12 лет существования его успели узнать и оценить во многих городах России и за гра...

Американский гобоист восстановил первоначальное звучание сюиты Баха

News image

Американский гобоист и историк музыки Гонсало Руис (Gonzalo Ruiz) сумел восстановить первоначальное звучание Оркестровой сюиты номер 2 Иоганна Себас...

6 мая хоронят известного дирижера Геннадия Проваторова

News image

Геннадий Проваторов скончался 4 мая в одиночестве в своей квартире на 82-м году жизни. Геннадий Пантелеймонович Проваторов (род. 11 марта 1929, Моск...

Оркестры и проекты:

News image

Струнный оркестр Люцернского фестиваля

Струнный оркестр Люцернского фестиваля (англ. Festival Strings Lucerne) — швейцарский камерный оркестр из Люцерна, основанный в ...

News image

Сент-Луисский симфонический оркестр

Сент-Луисский симфонический оркестр (англ. Saint Louis Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в ...

News image

Российский роговой оркестр

Российский роговой оркестр (аббр. РРО) — музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, занимающийся возрождением традиций популярно...

News image

Виктор БАБАРИКИН: «Спасибо мозырянам за теплый прием»

В 2002 году на белорусской карте профессионального искусства появился новый музыкальный коллектив. В соответствии с Распоряжени...

News image

Нью-Йоркский симфонический оркестр

Нью-Йоркский симфонический оркестр (англ. New York Symphony Orchestra, до 1903 г. Нью-Йоркское симфоническое общество, англ. New...

News image

Оркестр Государственного Эрмитажа

Оркестр Государственного Эрмитажа («Санкт-Петербург Камерата») — российский камерный оркестр, базирующийся в Санкт-Петербурге.