Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Опера c доставкой на дом. Интервью с Еленой Буровой

Реклама*



Опера c доставкой на дом. Интервью с Еленой Буровой
Новости и события - Интервью

опера c доставкой на дом. интервью с еленой буровой

Если вы надумаете спросить у Googl'а про оперу, готовьтесь к тому, что сначала вам будут выдавать нескончаемые ссылки про интернет-браузер «Opera», потом про московский ночной клуб «Opera», и только после этого дело дойдет до, собственно, оперы. Судя по всему, это красноречиво отражает общую картину интересов населения нашей страны. Спросите себя и своих знакомых, что мы знаем про оперу? Ответ вполне предсказуем. Между тем, опера живет и развивается. И теперь она приедет в гости к нам в город в лице Елены Буровой, которая родилась и выросла в Томске, но последние семь лет живет в Москве. Московская томичка везет на малую родину кантату Джованни Перголези «Stabat Мater» и монооперу Микаэла Таривердиева «Ожидание». Свою порцию прекрасного можно получить сегодня, 13 апреля в Актовом зале Томского государственного университета. Начнется все в 18.30

Лена, помнишь свое первое знакомство с оперой?

- Я тогда еще жила в Томске. Мне было 17 лет. Мы с коллективом приехали на конкурс в Москву. В программе был запланирован поход в Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко на оперу Верди Эрнани . Перед походом мы от души набегались по городу, потому что у нас было мало времени, а посмотреть хотелось все. Естественно, ничего не успели почитать и либретто увидели только перед самым началом спектакля. К тому же опера шла на итальянском, и мы не понимали ни слова. Да и сам сюжет, и музыкальный материал был явно рассчитан на подготовленного слушателя. Одним словом, для первого похода мы совершили все ошибки, которые только могли... В результате было скучно и неинтересно! Тем не менее, у меня в тот вечер родилось желание сходить еще, только на другую оперу и, возможно, в другой театр.

Выходит, невозможно полноценно воспринимать оперу с чистого листа , не будучи подготовленным?

- Опера опере рознь. Есть оперы, которые категорически нельзя слушать, ничего о ней не зная. Для первого восприятия очень важны несколько моментов: жанр существует с 1600 года, представьте, какое количество всемирного наследия накоплено. Из этого многообразия очень важно для первого просмотра выбрать нужную оперу. Конечно, хороши должны быть и сама постановка, и исполнители. Важно, чтобы зритель понимал слова! Сейчас в крупных театрах реализована возможность построчного перевода реплик исполнителей через бегущую строку, если опера идет на языке оригинала. Это очень удобно.

Со стороны кажется, что опера сейчас далеко не самый популярный жанр искусства. Так было всегда?

- Конечно, нет! В XVIII и в начале XIX века опера была очень популярна. Тому есть несколько причин. Во-первых, ее благозвучную, мелодичную музыку легко воспринимал широкий круг слушателей. Во-вторых, на тот момент «коммуникационные процессы» между людьми, странами и культурами были гораздо более медленными, если не сказать — отсутствовали вовсе. Музыка, театр были доступны исключительно в живом исполнении и никак иначе. Ведь аудио - и видео-техники еще не существовало. При этом постоянно менялось устройство мира, государства, общества. В этой связи усложнялись задачи, которые вставали перед искусством. И опера как жанр решала их, претерпевая многочисленные реформы.

Что сейчас происходит в опере в мире и в России в частности?

- Во всем мире сегодня интерес к опере возрастает. Уже на протяжении многих лет невозможно достать билеты на оперные фестивали в Глайндборне, Байрейте, Зальцбурге. С аншлагами идут постановки на главных оперных сценах мира – таких, как Метрополитен в Нью-Йорке, Ла Скала в Милане, Венская опера, Парижская опера, Ковент-Гарден в Лондоне и других. В России же полноценной оперной жизнью живут в основном только Москва, Питер, может быть еще Екатеринбург и Новосибирск. И все. Кстати, за последние годы сильно помолодел состав оперных исполнителей. Театр сейчас ориентирован на молодых , красивых артистов с хорошими фигурами. Вплоть до того, что в контрактах исполнителей прописывается размер одежды и вес.

Ты бы хотела, чтобы оперных театров в России было не меньше, чем кинотеатров и там было бы не меньше зрителей?

- Вопрос не в количестве, вопрос в качестве. Скажем так, я бы хотела, чтобы в нашей стране оперных театров было больше, чем есть сейчас. Абсолютно уникальна в этом смысле Германия. Ее площадь больше Ленинградской области всего лишь в 4 раза. Как вы думаете, сколько в ней оперных театров? Сто! Для сравнения: всего в мире действует порядка 600 оперных театров. И сто из них в Германии! Билеты раскупаются на месяц вперед. Конечно, большинство из этих театров не очень большие, но они есть. Даже в городах с численность 50 тысяч населения. А как этот жанр может быть популярен среди, например, жителей Томска? У нас нет ни одного оперного театра в радиусе 300 километров. У города с высочайшим интеллектуальным потенциалом и численностью около 500 тысяч человек! И это не только проблема Томска, это проблема любого небольшого города в нашей стране. Возвращаясь к вопросу — конечно, хотелось бы зрителей не меньше, чем в кинотеатрах. Только без поп-корна и колы.

Как думаешь, что ждет оперу в будущем, лет через 50-100?

- Думаю, что опера, скорее всего, трансформируется. А вот каким образом, это предугадать сложно. Сейчас, к примеру, оперный жанр тяготеет к интерактивности, к включению зрителя в спектакль в качестве действующего лица.

Чему может научить опера современного человека?

- А чему может научить театр? Или хорошее кино? Или полотно того или иного художника? Думать, воспринимать, сопереживать, открывать для себя новые грани мира, людей вокруг.

Что самое сложное в опере для исполнителя?

- Самое сложное — это соединение вокальной техники, музыкального стиля и актерской выразительности исполнения. Этого очень сложно добиться. Как говорится - то хвост, то нос. У нас есть такое понятие - комплекс . Недостаточно иметь красивый голос или хорошую школу, или артистизм, или сценическое обаяние, или привлекательную внешность, или работоспособность, или хорошие мозги. Это все должно быть одновременно! Это и называется комплекс .

А какие сложности для зрителя?

- Для зрителя должно быть все предельно просто. Известная русская актриса Малого театра Вера Пашенная в своих воспоминаниях высказала мысль о том, что если зритель купил билет и пришел на спектакль, то ему в первую очередь должно быть все видно, все слышно и все понятно, а потом уже вы (актеры, певцы) можете начинать свое искусство! Я с этим абсолютно согласна.

Не так давно то там, то здесь стало мелькать имя молодого режиссера Василия Бархатова, который в 22 года поставил своей первый оперный спектакль в Мариинке, а потом туда же на главную роль в опере пригласил Сергея Шнурова. Это имело резонанс в оперной тусовке, если её можно так назвать?

- Тусовка, безусловно, есть. Что касается резонанса... На примере наших звезд шоу-бизнеса и политиков, мне кажется, уже всем ясно, что составлять какое-то мнение о событии или явлении основываясь на PR-компаниях и слухах - смысла нет. Я, к сожалению, не видела постановок Бархатова, поэтому мне сложно выразить собственное мнение. Ну а творческий поиск в столь консервативном жанре как опера всегда имеет резонанс. И я - за творческий поиск.

Какие самые распространенные штампы об опере существуют в обществе?

- Квадратные снаружи и далеко не молодые исполнители непонятно о чем поют.

Оперные певцы, собираясь на вечеринках, что поют?

- Ну конечно, не куски из опер! Поют авторскую песню, поют народные песни, поют что-то популярное с хорошей музыкой. Вообще поют то, что просит душа! Но как правило, певцы стараются беречься. В жестком ритме постоянных репетиций петь не на работе, как правило, не очень хочется.

Когда люди узнают, что ты оперная певица, как они обычно реагируют?

- Сначала удивляются, а потом начинают спрашивать, где меня можно послушать.

Что ты исполнишь в Томске 13 апреля?

- В Томске будет исполнена кантата Джованни Перголези «Stabat Мater» (1736 год) и впервые будет представлена Томским зрителям моноопера Микаэла Таривердиева «Ожидание» (1985 год). Эта программа подготовлена в содружестве с томскими музыкантами. Прежде всего это Камерный оркестр ТГУ под руководством заслуженного артиста Российской Федерации В. В. Максимова и меццо-сопрано Светлана Черепова, которая исполнить партию альта в кантате «Stabat Мater».

Для справки: Елена Бурова родилась в Томске в 1981 году. 13 лет занималась музыкой в музыкально-хоровой школе-студии «Мелодия» Дворца пионеров. В 2003 году закончила экономический факультет Томского государственного университета и Томское музыкальное училище им. Э. Денисова, кафедра «Академическое пение». В 2008 году закончила Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова в Москве. За время учебы участвовала в серии концертов в Москве, а так же в постановках спектаклей Оперной студии (Марфа в опере «Скупой» В. Пашкевича; Каролина, Елизетта в опере «Тайный брак» Д. Чимароза; моноопера «Ожидание» М. Таривердиева). В 2008 году стала Лауреатом Московского открытого театрального молодежного Фестиваля “В добрый час!” (Россия). В 2009 году удостоена звания лауреата Международного конкурса «Музыкальное исполнительство» (Финляндия).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Американский гобоист восстановил первоначальное звучание сюиты Баха

News image

Американский гобоист и историк музыки Гонсало Руис (Gonzalo Ruiz) сумел восстановить первоначальное звучание Оркестровой сюиты номер 2 Иоганна Себас...

Мариинку-2 пообещали открыть летом 2012 года

News image

Вторая сцена Мариинского театра будет открыта в сезон белых ночей 2012 года, заявил глава Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и...

В Театре оперы и балета Екатеринбурга — кадровые перестановки

News image

Новый театральный сезон Екатеринбургский театр оперы и балета встретит во всех смыслах обновлённым. Заканчивается ремонт фасада здания и к 23 сентяб...

Оркестры и проекты:

News image

Оркестр Консертгебау

Королевский оркестр Консе ртгебау (нидерл. Koninklijk Concertgebouworkest) — ведущий симфонический оркестр Нидерландов, основанн...

News image

Норрчёпингский симфонический оркестр

Норрчёпингский симфонический оркестр (швед. Norrköpings Symfoniorkester) — шведский симфонический оркестр, базирующийся в Н...

News image

Заслуженный академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины

Заслуженный академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины (укр. Заслужений академічний симфонічний орке...

News image

Государственный концертный оркестр духовых инструментов им. В. Н. Еждика

Государственный концертный оркестр духовых инструментов им. В. Н. Еждика — первый в России[1] филармонический концертный оркестр...

News image

Национальный оркестр Каталонии

Национальный оркестр Каталонии, Симфонический оркестр Барселоны и Национальный оркестр Каталонии (кат. Orquestra Simfònic...

News image

Квебекский симфонический оркестр

Квебекский симфонический оркестр (фр. Orchestre symphonique de Québec) — канадский симфонический оркестр, базирующийся в городе ...