Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Владимир Спиваков: дирижер - сродни гипнотизеру

Реклама*



Владимир Спиваков: дирижер - сродни гипнотизеру
Новости и события - Интервью

владимир спиваков: дирижер - сродни гипнотизеру

10 мая в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялся концерт Молодежного симфонического оркестра СНГ, посвященный 65-летию окончания Великой Отечес-твенной войны. Это уже второе выступление оркестра, приуроченное к годовщине Победы. Первое прошло в зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 7 мая. После концерта в Париже «Аргументы неделi» задали несколько вопросов маэстро Владимиру СПИВАКОВУ, стоявшему в тот вечер за дирижерским пультом.

- Владимир Теодорович, у вас сложилось впечатление, что оркестр сыгрался? Конечно, с политической точки зрения идея объединить талантливых ребят 14–29 лет из стран СНГ очень удачная. Но искусству же не прикажешь...

– Уверен, что Молодежный симфонический оркестр Содружества состоялся. Он растет не по дням, а по часам. Мы много для этого трудились. И работа действительно сложная. В оркестре играют ребята из 11 стран СНГ и одна девочка из Грузии. У них разный уровень музыкальной подготовки (хотя все молодые люди прошли жесткий отбор). Многие не очень хорошо владеют русским языком. Мне самому непросто запомнить и даже выговорить некоторые имена, фамилии. Но я выучил всех по глазам. И оркестр стал дышать, как единый организм.

– Как удалось сплотить ребят?

– Есть вещи, которые объяснить не могу. Как сказала Анна Ахматова о музыке, «в ней что-что чудотворное горит». Вспоминается, как меня пригласили на концерт симфонического оркестра в Китае. Они исполняли произведения Чайковского – исполняли совершенно по-китайски! И это естественно, потому что в основе мелодии спрятан язык исполнителя. Меня вызвали на сцену. Я вышел, похвалил оркестр и собирался уйти. Но дирижер попросил меня встать за пульт. Я отнекивался как мог. Тем не менее пришлось уступить. Исполняли Первую часть Четвертой симфонии Чайковского. Через 15 минут оркестр невозможно было узнать! Он поддавался моим движениям, он чувствовал меня… И оркестр стал русским, несмотря на китайские лица оркестрантов.

Но дело не только в дирижере, который, конечно, сродни гипнотизеру. Настоящего искусства не может быть, пока артист не выйдет за рамки эгоизма, не превратит зеркало, в которое смотрится, в прозрачное стекло, через которое видно мир.

– Что лично вам дает работа с Молодежным симфоническим оркестром СНГ?

– С молодыми вообще приятно работать и общаться. Они не такие, как мы, люди старшего поколения. У нас понимания больше, а надежды меньше. Как сказал замечательный философ Фрэнсис Бэкон, надежда хороша на завтрак, но не на ужин. А у молодежи надежды много в глазах. И для меня это хорошая подзарядка.

– Какие еще «источники энергии» вы предпочитаете?

– Живопись. И конечно, мои дети несут огромный позитивный заряд. Обе дочери приехали в Париж и были на концерте с подружками.

– Ваши дети занимаются музыкой?

– Да. Старшая, как говорят, хорошо играет на рояле и поет. Мне она пока не показывает, как у нее получается. Говорит, покажет, когда сама будет удовлетворена своим трудом. А младшая (ей 14. – Прим. авт.), как это ни странно, играет на гитаре и даже пишет песни. Но их тоже пока держат от меня в секрете.

– Молодежный симфонический оркестр СНГ каждый год выступает с новым дирижером. В прошлом году это был Марк Горенштейн, в 2011 году, по слухам, вас сменит Валерий Гергиев. Как вы относитесь к такой ротации?

– Не я принимал это решение, поэтому не вправе его критиковать. Однако в Национальном филармоническом оркестре России ввел такую же практику. Да, я главный дирижер. Но нужно, чтобы другие очень хорошие дирижеры работали с оркестром. Я совсем не ревнивый человек! И оркестру смена дирижеров только на пользу. Каждый из них расширяет репертуар за счет произведений, которые любит, которые у него сильнее. Со временем широта репертуара перетекает в качество исполнения.

– Думаю, пост дирижера Молодежного симфонического оркестра СНГ стимулирует вас немало размышлять о судьбах бывших советских стран. Как вам кажется, у наших государств сегодня больше общего или различного?

– Я сужу по конкретным ситуациям. Скажем, вчера ко мне подошли двое юношей из оркестра и предложили сфотографироваться вместе. Один из них армянин, другой – азербайджанец. Они все шутили, что снимок исторический… Я убежден, что людей разделяют не границы, не океаны, а невежество. Просвещенность и созидательный труд, напротив, – лучший «цемент» для постсоветского пространства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

В Германии найдено фортепиано Моцарта

News image

В Германии было найдено фортепиано, на котором предположительно играл Вольфганг Амадеус Моцарт. Инструмент был создан в 1775 году и, по оценкам эксп...

Таких, как Сарвар Ганиев мало и они уходят

News image

Народный артист Азербайджана, известный композитор Хайам Мирзазаде посвятил когда-то сонату ушедшему вчера из жизни скрипачу-виртуозу, народному арт...

Сайт знаменитого конкурса имени Чайковского сменил имидж

News image

О грядущих реформах главного отечественного конкурса - имени Чайковского, говорили много.

Оркестры и проекты:

News image

Московский государственный академический симфонический оркестр

Коллектив, ныне носящий название «Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана» (...

News image

Национальный оркестр Страны Луары

Национальный оркестр Страны Луары (фр. Orchestre national des Pays de la Loire) — французский симфонический оркестр, базирующийс...

News image

Виктор БАБАРИКИН: «Спасибо мозырянам за теплый прием»

В 2002 году на белорусской карте профессионального искусства появился новый музыкальный коллектив. В соответствии с Распоряжени...

News image

Оркестр радио и телевидения Саарбрюкена

Оркестр радио и телевидения Саарбрюкена (нем. Rundfunk-Sinfonieorchester Saarbrücken) — немецкий симфонический оркестр, раб...

News image

Государственный концертный оркестр духовых инструментов им. В. Н. Еждика

Государственный концертный оркестр духовых инструментов им. В. Н. Еждика — первый в России[1] филармонический концертный оркестр...

News image

Государственная академическая симфоническая капелла России

Государственная академическая симфоническая капелла России — советский и российский коллектив, возникший в 1991 году в результат...