Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Репертуар и записи - Мольтер, Иоганн Мельхиор

Реклама*



Мольтер, Иоганн Мельхиор
Персоны - Репертуар и записи

мольтер, иоганн мельхиор

Иога нн Мельхио р Мо льтер (нем. Johann Melchior Molter; 10 февраля 1696, Тифенорт, близ Эйзенаха — 12 января 1765, Карлсруэ) — немецкий композитор и скрипач эпохи барокко и раннего классицизма.

Первые уроки музыки Мольтер получил от своего отца, певца и педагога Валентина Мольтера. В дальнейшем, обучаясь в лицее в Эйзенахе, Мольтер познакомился с музыкой Телемана, который четыре года был придворным капельмейстером в этом городе. В 1715 году уезжает из Эйзенаха, а через два года поступает на должность скрипача при дворе графа Карла Вильгельма Баден-Дурлахского. В 1719 году берёт отпуск и уезжает в Италию, где в течение двух лет изучает теорию композиции. По возвращении получает место придворного капельмейстера в Карлсруэ и остаётся на этой должности до 1733 года, когда из-за разразившейся войны за Польское наследство, в ходе которой военные действия между Францией и Австрией происходили как раз в прирейнской области, местный граф вынужден был бежать в Базель. В течение следующих десяти лет Мольтер служит капельмейстером в Эйзенахе, а когда капелла была распущена, возвращается в Карлсруэ, где, помимо музыкальной деятельности при дворе, преподаёт в гимназии и много сочиняет. В 1747 году граф Карл Фридрих Баден-Дурлахский приглашает Мольтера принять участие в воссоздании Баденской придворной капеллы, которой композитор и руководил до самой смерти.

Мольтер — автор более 600 сочинений: трёх опер, 14 кантат, 169 симфоний, а также многочисленных концертов, среди которых выделяются концерты для трубы и четыре концерта для кларнета, считающиеся первыми сольными сочинениями для этого инструмента, концерт для рекордера (блок-флейты); концерт для кларнета, двух скрипок, альта и basso continuo; «концерты для четырёх» (трубы, двух гобоев и фагота); концерт для виолончели и другие произведения.

Кларнетовые концерты Мольтер посвятил солисту дурлахской капеллы Иоганну Ройше — первому виртуозу кларнета из известных в настоящее время. Играл он на малом кларнете in D. Исследователь У. Теплиц (Toeplitz U. Die Holzblaeser in der Musik Mozarts. Baden-Baden, 1978.) считает, что изначально кларнет был именно в этом строе, что так же говорит о раннем этапе написания концертов для этого тогда совсем нового инструмента.

Творческий период Мольтера располагается между господством барочного и классического музыкальных стилей. Неудивительно, что в его творчестве сильны барочные стилистические признаки и многие исследователи относят его именно к этой эпохе. Но даже с первого взгляда у Мольтера можно выделить особенности «нового времени»: создание партитуры и обозначение в ней штрихов, чего не было, например, в уртекстах И. С. Баха.

В ходе анализа его кларнетовых концертов выяснились следующие особенности раннеклассического уникального композиторского стиля Мольтера. Первое, что необходимо подчеркнуть — это деление на периоды (чего не было в барочной музыке, где мелодика представлялась в виде кометы: тема-ядро и длинный импровизационный шлейф). Второе — это деление на оркестровую и сольную экспозиции (как известно, введение двойной экспозиции в концерт связывается с венскими классиками и Моцартом), это вполне ясное деление на главные и побочные партии. Необходимо сказать и о характере его начальных тем — энергетически насыщенные и краткие, предвосхищающие гайдновские первые элементы главных партий. Показателен и тональный план, образуемый оркестровыми проведениями: он реализует сложившуюся уже в то раннеклассическое время закономерность тональных последований T — D — S — T (крайние проведения в главной тональности, второе — в доминантовой, третье чаще всего в субдоминантовой сфере).

Необходимо сказать и о степени влияния эпохи барокко на мольтеровский композиторский стиль. Здесь ещё мала роль разработочных методов развития музыкально-тематического материала, доминирует вариационность, чрезвычайно богатая и искусная (об этом говорит и средний раздел-эпизод вместо разработки). Преобладает экспозиционность (свойственная concerto grosso), сюда же можно отнести и доминантовую тональность его оркестровых побочных партий (это тональное соотношение, видимо, заимствовано из фуги). Признаки барокко видны и в частом отсутствии связующей партии, которая, как известно, служит существенным показателем развитости сонатной формы. В результате экспозиции довольно краткие, порой выглядят как одно большое построение, разделённое лёгкими цезурами на этапы, соответствующие партиям сонатной формы.

Существует множество мнений о том, что композиторы очень осторожно использовали возможности кларнета на его раннем этапе. В концертах Мольтера часто встречаются звуки верхнего регистра, большие интервальные скачки, сопоставление штрихов и качества звука инструмента (живого, яркого и приглушенного, меланхоличного музыкальных образов). Очевидно, что основываясь на исполнительских качествах Ройши и особенностях его художественного вкуса, капельмейстер Мольтер задолго до Гайдна и Моцарта шёл к выращиванию не только нового жанра сольного концерта, но и создавал прообраз немецкой школы кларнетового исполнительства.

Произведения
169 симфоний 95 концертов, среди которых: Концерт для валторны и оркестра Ре мажор Концерт для виолончели и струнного оркестра До мажор Концерт для гобоя № 7 Си-бемоль мажор Концерт для фагота Си-бемоль мажор Концерт для флейты и струнного оркестра № 2 Ре мажор Концерт для флейты, струнных, гобоя и валторн № 1 Концерт для кларнета Ля мажор Концерт для кларнета Ре мажор 6 концертов для кларнета, струнного оркестра и бассо континуо Концерт для трубы, струнного оркестра и баса Концерт для альта, струнного оркестра и баса Ля мажор Концерт для поперечной флейты, альта и баса Ре мажор Концерт для поперечной флейты, альта и баса Ми минор Концерт для трубы, струнного оркестра и баса Ре мажор 66 сонат 14 кантат 3 оперы

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Дирижер Риккардо Мути отменил концерты в США из-за обострения гастрита

News image

Всемирно известный итальянский дирижер Риккардо Мути (Riccardo Muti) из-за серьезного недомогания был вынужден отказаться от продолжения своих конце...

Бюджет постановки оперы «Псковитянка» в Пскове составляет 36 млн. рублей

News image

Бюджет постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка», которая будет представлена в Псковском кремле 22 июля, составит 36 млн. рублей. Об...

Оркестр Светланова проведет фестиваль Музыкальное приношение в Кургане

News image

Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова и его худрук Марк Горенштейн проведут фестиваль Музыкальное приношение ...

Оркестры и проекты:

News image

Эстонский национальный симфонический оркестр

Эстонский национальный симфонический оркестр (эст. Eesti Riiklik Sümfooniaorkester) — эстонский симфонический оркестр, бази...

News image

Президентский оркестр

2006, 2007,2009-2011 Оркестр был создан в 1938 как оркестр Управления коменданта Московского Кремля. Название «Президент...

News image

Национальный оркестр Страны басков

Национальный оркестр Страны басков (исп. Orquesta Sinfónica de Euskadi, баск. Euskadiko Orkestra Sinfonikoa) — испанский ...

News image

Государственный филармонический оркестр Кошице

Государственный филармонический оркестр Кошице (словацк. Štátna filharmónia Košice) — словацкий симфонич...

News image

Лос-Анджелесский филармонический оркестр

Лос-Анджелесский филармонический оркестр (англ. Los Angeles Philharmonic) — американский симфонический оркестр, основанный в 191...

News image

Московский Камерный Оркестр «Musica Viva»

Московский Камерный Оркестр «Musica Viva» — это камерный музыкальный коллектив под руководством Народного артиста России Алексан...