Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Репертуар и записи - Мольтер, Иоганн Мельхиор

Реклама*



Мольтер, Иоганн Мельхиор
Персоны - Репертуар и записи

мольтер, иоганн мельхиор

Иога нн Мельхио р Мо льтер (нем. Johann Melchior Molter; 10 февраля 1696, Тифенорт, близ Эйзенаха — 12 января 1765, Карлсруэ) — немецкий композитор и скрипач эпохи барокко и раннего классицизма.

Первые уроки музыки Мольтер получил от своего отца, певца и педагога Валентина Мольтера. В дальнейшем, обучаясь в лицее в Эйзенахе, Мольтер познакомился с музыкой Телемана, который четыре года был придворным капельмейстером в этом городе. В 1715 году уезжает из Эйзенаха, а через два года поступает на должность скрипача при дворе графа Карла Вильгельма Баден-Дурлахского. В 1719 году берёт отпуск и уезжает в Италию, где в течение двух лет изучает теорию композиции. По возвращении получает место придворного капельмейстера в Карлсруэ и остаётся на этой должности до 1733 года, когда из-за разразившейся войны за Польское наследство, в ходе которой военные действия между Францией и Австрией происходили как раз в прирейнской области, местный граф вынужден был бежать в Базель. В течение следующих десяти лет Мольтер служит капельмейстером в Эйзенахе, а когда капелла была распущена, возвращается в Карлсруэ, где, помимо музыкальной деятельности при дворе, преподаёт в гимназии и много сочиняет. В 1747 году граф Карл Фридрих Баден-Дурлахский приглашает Мольтера принять участие в воссоздании Баденской придворной капеллы, которой композитор и руководил до самой смерти.

Мольтер — автор более 600 сочинений: трёх опер, 14 кантат, 169 симфоний, а также многочисленных концертов, среди которых выделяются концерты для трубы и четыре концерта для кларнета, считающиеся первыми сольными сочинениями для этого инструмента, концерт для рекордера (блок-флейты); концерт для кларнета, двух скрипок, альта и basso continuo; «концерты для четырёх» (трубы, двух гобоев и фагота); концерт для виолончели и другие произведения.

Кларнетовые концерты Мольтер посвятил солисту дурлахской капеллы Иоганну Ройше — первому виртуозу кларнета из известных в настоящее время. Играл он на малом кларнете in D. Исследователь У. Теплиц (Toeplitz U. Die Holzblaeser in der Musik Mozarts. Baden-Baden, 1978.) считает, что изначально кларнет был именно в этом строе, что так же говорит о раннем этапе написания концертов для этого тогда совсем нового инструмента.

Творческий период Мольтера располагается между господством барочного и классического музыкальных стилей. Неудивительно, что в его творчестве сильны барочные стилистические признаки и многие исследователи относят его именно к этой эпохе. Но даже с первого взгляда у Мольтера можно выделить особенности «нового времени»: создание партитуры и обозначение в ней штрихов, чего не было, например, в уртекстах И. С. Баха.

В ходе анализа его кларнетовых концертов выяснились следующие особенности раннеклассического уникального композиторского стиля Мольтера. Первое, что необходимо подчеркнуть — это деление на периоды (чего не было в барочной музыке, где мелодика представлялась в виде кометы: тема-ядро и длинный импровизационный шлейф). Второе — это деление на оркестровую и сольную экспозиции (как известно, введение двойной экспозиции в концерт связывается с венскими классиками и Моцартом), это вполне ясное деление на главные и побочные партии. Необходимо сказать и о характере его начальных тем — энергетически насыщенные и краткие, предвосхищающие гайдновские первые элементы главных партий. Показателен и тональный план, образуемый оркестровыми проведениями: он реализует сложившуюся уже в то раннеклассическое время закономерность тональных последований T — D — S — T (крайние проведения в главной тональности, второе — в доминантовой, третье чаще всего в субдоминантовой сфере).

Необходимо сказать и о степени влияния эпохи барокко на мольтеровский композиторский стиль. Здесь ещё мала роль разработочных методов развития музыкально-тематического материала, доминирует вариационность, чрезвычайно богатая и искусная (об этом говорит и средний раздел-эпизод вместо разработки). Преобладает экспозиционность (свойственная concerto grosso), сюда же можно отнести и доминантовую тональность его оркестровых побочных партий (это тональное соотношение, видимо, заимствовано из фуги). Признаки барокко видны и в частом отсутствии связующей партии, которая, как известно, служит существенным показателем развитости сонатной формы. В результате экспозиции довольно краткие, порой выглядят как одно большое построение, разделённое лёгкими цезурами на этапы, соответствующие партиям сонатной формы.

Существует множество мнений о том, что композиторы очень осторожно использовали возможности кларнета на его раннем этапе. В концертах Мольтера часто встречаются звуки верхнего регистра, большие интервальные скачки, сопоставление штрихов и качества звука инструмента (живого, яркого и приглушенного, меланхоличного музыкальных образов). Очевидно, что основываясь на исполнительских качествах Ройши и особенностях его художественного вкуса, капельмейстер Мольтер задолго до Гайдна и Моцарта шёл к выращиванию не только нового жанра сольного концерта, но и создавал прообраз немецкой школы кларнетового исполнительства.

Произведения
169 симфоний 95 концертов, среди которых: Концерт для валторны и оркестра Ре мажор Концерт для виолончели и струнного оркестра До мажор Концерт для гобоя № 7 Си-бемоль мажор Концерт для фагота Си-бемоль мажор Концерт для флейты и струнного оркестра № 2 Ре мажор Концерт для флейты, струнных, гобоя и валторн № 1 Концерт для кларнета Ля мажор Концерт для кларнета Ре мажор 6 концертов для кларнета, струнного оркестра и бассо континуо Концерт для трубы, струнного оркестра и баса Концерт для альта, струнного оркестра и баса Ля мажор Концерт для поперечной флейты, альта и баса Ре мажор Концерт для поперечной флейты, альта и баса Ми минор Концерт для трубы, струнного оркестра и баса Ре мажор 66 сонат 14 кантат 3 оперы

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Москва попрощалась с Большим залом Консерватории

News image

В минувшую субботу в Большом зале Московской Консерватории при полном аншлаге состоялся последний симфонический концерт не только в этом сезоне, но ...

Скончался алтайский композитор и педагог Борис Шульгин

News image

14 сентября Новости Горного Алтая сообщили о том, что на 85-ом году жизни после продолжительной болезни ушел из жизни алтайский композитор, музыка...

Омские триумфы

News image

Омский академический симфонический оркестр двадцатого сентября откроет новый концертный сезон. Вместе с омским коллективом главный дирижер по имен...

Оркестры и проекты:

News image

Гимн Российской Федерации (гимн России)

Установлен, в соответствии со статьей 70 Конституции РФ, федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ «О ...

News image

Заслуженный академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины

Заслуженный академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины (укр. Заслужений академічний симфонічний орке...

News image

Филармонический оркестр Брно

Филармонический оркестр Брно (чеш. Státní filharmonie Brno) — чешский симфонический оркестр, базирующийся в Брно. ...

News image

Мадридский симфонический оркестр

Мадридский симфонический оркестр (исп. Orquesta Sinfónica de Madrid) — старейший из ныне существующих симфонических оркес...

News image

Индианаполисский симфонический оркестр

Индианаполисский симфонический оркестр (англ. Indianapolis Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийс...

News image

Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия

Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия (итал. Orchestra dell'Accademia Nazionale di Santa Cecilia) — итальянский симфоничес...