Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Биение жизни в Иерусалимском балете: интервью с композитором Юсуповым накануне премьеры

Реклама*



Биение жизни в Иерусалимском балете: интервью с композитором Юсуповым накануне премьеры
Новости и события - Интервью

 биение жизни  в иерусалимском балете: интервью с композитором юсуповым накануне премьеры

17 мая Иерусалимский балет под руководством Нади Тимофеевой представит зрителям очередную премьеру, третью в биографии молодого театра. Постановка была осуществлена благодаря поддержке отдела танца министерства культуры и спорта.

Надя Тимофеева, выпускница Московского хореографического училища и дочь знаменитой балерины Нины Тимофеевой, посвятила спектакль 100-летию великой Галины Улановой. В первом отделении зрители увидят несколько произведений, входящих в золотой фонд хореографической классики, однако никогда не исполнявшихся на израильской сцене. Второе отделение станет, по сути, спектаклем в спектакле: румынский хореограф Йоан Туджиару, около месяца работавший с иерусалимскими артистами, поставил балет Биение жизни на музыку израильского композитора Биньямина Юсупова.

Впервые услышав Концерт для виолончели с оркестром, посвященный Юсуповым виолончелисту Мише Майскому, Туджиару уже не сомневался в том, что это произведение следует танцевать и заразил своей уверенностью труппу Иерусалимского балета.

Композитор Биньямин Юсупов рассказал о том, как он воспринял эту идею, а также порассуждал о музыке и танце в беседе с корреспондентом NEWSru.co.il.

Как вы отнеслись к тому, что ваше произведение, предназначенное для концертного исполнения, неожиданно стало балетом?

Как человек креативный и открытый для разного рода экспериментов... Тем более, что у меня уже был опыт в этой области: некоторое время назад я написал концерт (Viola-Tango-Rock Concerto) для скрипача Максима Венгерова, в котором ему пришлось импровизировать в стиле рок и танцевать.

Виолончельный же концерт был заказан мне тремя крупнейшими оркестрами – Люцернским, Лондонским и Израильским филармоническим оркестром. Премьера состоялась в день рождения Миши Майского, в день, когда ему исполнилось 60 лет. С тех пор концерт исполнялся около двенадцати раз – в Лондоне, Турции, Израиле, Швейцарии, Германии, и везде с неизменным успехом.

Намерение Иерусалимского балета перевести концерт на язык хореографии мне сразу понравилось: я подумал, что под эту ритмичную музыку будет легко и удобно танцевать. У нас даже появилась общая мечта – пригласить зрителей на балетный спектакль, в котором артисты будут танцевать под живую музыку, посадить в оркестровую яму музыкантов, а на сцену – самого Мишу Майского. Ведь последние 20 лет вместо живой музыки в большинстве балетных спектаклей звучит фонограмма.

Юлия Мустер-Верлоцкая, которой доверена главная женская партия в балете Биение жизни , танцует 25 минут без остановки, а скрипач Максим Венгеров в концерте, написанном вами, поражает публику блестящим исполнением танго. Вам нравится, когда артисты на сцене попадают в экстремальную ситуацию ?

Что касается Венгерова, то мы с ним вместе решали – каким будет его концерт. Он был готов к чему-то новому. Мы хотели отразить происходящую глобализалицию жанров, причем, не только музыкальных. (Кстати, во время исполнения концерта в Чехии к скрипке, року и танго неожиданно добавился еще и видео-арт). Разумеется, Максиму Венгерову пришлось брать уроки танго. То же самое делали и другие музыканты, исполнявшие этот концерт. И все танцевали с удовольствием. А почему бы и нет?

А вы танцуете?

Нет. Но если надо будет – научусь.

Неужели и на дискотеку никогда не ходили?

Ну, на дискотеку, конечно, ходил. Но танцевать, когда на тебя никто не смотрит – это одно, а выступать перед двумя тысячами зрителей – совсем другое!

А как вы относитесь к попсе ? Ведь на дискотеках серьезную музыку не крутят.

Мне кажется, кризис современной серьезной музыки в том, что она дистанцируется от музыки популярной. Есть классика – для 5 процентов населения и попса – для 95 процентов. Мы сами отгораживаемся от огромной аудитории, забывая о том, что нет легкого жанра и тяжелого жанра. Песня может быть талантливой, а симфония – бездарной. А может быть и наоборот. Узкая специализация хороша в медицине: один доктор занимается аппендицитом, другой – печенью. В искусстве так нельзя. Все великие музыканты были и пианистами, и дирижерами, и композиторами, все писали разноплановую музыку. Не надо себя ограничивать. Поэтому мне интересно, что получится из нашего балета.

О чем этот концерт и этот балет, Биение жизни ?

В нем рассказывается о четырех этапах жизни художника. Первая часть – истоки творчества, большие надежды, которые реальность безжалостно разрушает. Не нашедший понимания художник уходит в мир иллюзий – свой запретный сад , в котором ему никто не помешает быть собой. Это – вторая часть, которая заканчивается попыткой художника подстроиться под вкусы и запросы современников. Третья часть начинается с цыганских тем: я такой же, как вы , – говорит художник. Ну, а четвертая – его возвращение к самому себе. Хотите – принимайте меня таким, какой я есть, не хотите – ну что ж...

Биньямин, это автобиографическая история?

Конечно.

И в какой же из четырех частей вы сегодня находитесь?

Все эти части, одну за другой, я проживаю каждый день. 10 раз в день! Это же диалектика жизни !

Не так давно Центр бухарских евреев в США устраивал ваш авторский концерт. Что вас связывает с бухарской общиной?

Просто я родился в Душанбе. Жил там до 18-ти лет, потом поехал в Москву, 10 лет учился в Московской консерватории – окончил ее и как композитор, и как дирижер, а в 1990 году переехал в Израиль. И живу здесь уже 20 лет.

А какое из искусств представляется вам если не главным , то высшим?

Музыка напоминает о том, что самое большое чудо – не создание мира, а его ежедневное обновление. Ведь она живет во времени, заново рождаясь в момент исполнения.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Плетнев присоединится к своему оркестру в августе

News image

Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра (РНО) Михаил Плетнев, оказавшийся фигурантом дела о растлении несов...

Маэстро Гергиев включен в ТОП-100 самых влиятельных людей мира 2010

News image

Один из ведущих мировых дирижеров, художественный руководитель Мариинского театра, россиянин Валерий Гергиев был включен в список 100 самых влиятель...

Михаил Панджавидзе стал главным режиссером белорусской оперы

News image

Главным режиссером белорусской оперы стал известный российский режиссер Михаил Панджавидзе, сообщили БЕЛТА в Национальном академическом Большом теат...

Оркестры и проекты:

News image

Кливлендский оркестр

Кливлендский оркестр (англ. Cleveland Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в Кливленде, штат Огайо. Орк...

News image

Оркестр Люцернского фестиваля

Оркестр Люцернского фестиваля (фр. Orchestre du Festival de Lucerne) — швейцарский симфонический оркестр из Люцерна. Впервые ...

News image

Оркестр Западногерманского радио

Оркестр Западногерманского радио (нем. WDR Rundfunkorchester Köln) — немецкий симфонический оркестр, базирующийся в Кёльне....

News image

Филармонический оркестр Гаваны

Филармонический оркестр Гаваны (исп. Orquesta Filarmónica de la Habana) — симфонический оркестр, существовавший в Гаване ...

News image

Лучшие оркестры мира

Был составлен рейтинг самых лучших оркестров мира. Британский престижный журнал под названием Gramophone, который во все времена...

News image

Симфонический оркестр Ёмиури

Симфонический оркестр Йомиури (яп. 読売日本交響楽団) — японский симфонический ор...