Концерт-афиша:
Авторизация
Реклама*
Последние статьи::
- Кто, где и какой кломифен цитрата делает в мире? Бренды, страны, фирмы
- Шпунтовое ограждение: что следует знать на стройплощадке?
- Печать табличек на дверь по разумной цене (Форвард Принт): поиск исполнителя
- Где лучше заказать календари в Киеве
- Немного про партнерки интернет магазинов с готовым сайтом
Мирослав Култышев: «Я жду чуда…» / Почему известный пианист не играет современную музыку? |
Новости и события - Интервью |
Нужно ли объяснять музыку? Зачем нужны музыкальные конкурсы? Зачем нужно волнение перед концертом? Нужно ли пианисту слушать чужие интерпретации? «Один из ярких пианистов нового поколения» ― так принято говорить о Мирославе Култышеве. В десятилетнем возрасте пианист уже играл на сцене Большого филармонического зала Ре-минорный концерт Моцарта с оркестром под руководством Юрия Темирканова. А несколько раньше, в 1995 году ― пронзительный взгляд Иегуди Менухина сразу выхватил «особость» мальчика. Юный музыкант получил официальное приглашение продолжить обучение в Англии. Но так далеко ребёнка отпустить не решились. И в семье, и в школе пришли к выводу, что ещё рано одному уезжать. А четырьмя годами позже Менухина не стало. В 2007 году Мирослав Култышев признан лучшим пианистом на ХШ международном конкурсе имени Чайковского. Выступления пианиста участились ― концерты в престижных залах России, Германии, Австрии, Голландии, Англии и многих других неизменно вызывали овации публики. Три года назад немецкая компания Orfeo записала его диск «Двенадцать трансцендентных этюдов Листа». В прессе Мирослава уже привычно именуют новой восходящей звездой. Мы беседуем в одном из огромных классов петербургской специальной школы в переулке Матвеева, которую Мирослав окончил в 2004 году. ― Вы часто говорите, что конкурсы необходимы. Почему? Конкурс Чайковского был для меня серьёзным испытанием. Полученный опыт очень полезен, я психологически готов к новым серьёзным марафонам. Сейчас готовлюсь к международному конкурсу имени Шопена в Варшаве. Я в числе тех, кто допущен играть в октябре. ― Спорные трактовки на конкурсах рискованны. Ваше исполнение отличает редкий сплав: ясность и железная логика музыкальной формы сочетается с почти неправдоподобной эмоциональностью. Николай Петров, председатель жюри конкурса Чайковского, отозвался о вас как о яркой индивидуальности. И все-таки позволяют ли конкурсы проявить индивидуальность в полной мере? Конечно, бывают и довольно острые ситуации, когда творческая личность не вписывается в конкурсные рамки или жюри отказывается воспринимать всерьёз слишком радикальные трактовки. Тут вспоминается история с Иво Погореличем на конкурсе Шопена в 1980 году. Тогда молодой музыкант, фаворит конкурса, не был допущен в финал, из-за чего Марта Аргерих, победившая в 1965 году, с возмущением покинула состав жюри. Беспрецедентный случай! С поражения на конкурсе началась мировая слава пианиста. Причем не на минуту и не на месяц. К Погореличу до сих пор относятся с неослабевающим интересом, хотя и кажется иногда, что он выходит за пределы мыслимого. ― Вы настроены на победу в конкурсе? ― На многих вы производите впечатление человека, внутренне обособленного от всего, что «не музыка». ― Как начались ваши занятия музыкой? Расскажите чуть подробнее. Сцену люблю с детства. Признаюсь, любовь к публичному выступлению или, говоря словами В. Соловьева, к «хождению пред людьми» ― главная мотивация ежедневных многочасовых занятий. ― А вы волнуетесь перед концертом? Но мне предконцертное волнение необходимо. Оно даёт особое воодушевление, провоцирует неожиданные озарения во время концерта. Поэтому давать концерты не страшно, а захватывающе. Я жду чуда. Когда оно происходит, счастье исполнителя несравнимо ни с чем. И еще запала в душу часто повторяемая Зорой Менделеевной фраза: «То, что хотел сказать композитор, ― в нотном тексте. Читайте внимательно, там все сказано». Постоянно в этом убеждаюсь. ― Тем не менее мы часто слышим интерпретации одних и тех же произведений, радикально отличающиеся друг от друга. ― Имена ваших любимых исполнителей? ― Важна ли для вас программа, заложенная автором в том или ином произведении? Нужны ли вам слова для того, чтобы сформулировать «про что музыка?» Совсем недавно в Концертном зале Мариинского театра я снова играл Ре-минорный концерт Моцарта. Пятнадцать лет спустя услышал музыку заново. В ре-миноре написан «Реквием». Это не просто совпадение, я уверен. Начинал занятия с того, что слушал «Реквием». И услышал музыку концерта совершенно иначе! Будто соединительная линия протянулась между этими произведениями. Окраска поменялась, освещение. Я абсолютно убежден, что программа заложена в любом музыкальном произведении. Проще сказать, есть композиторы, у которых история всегда на поверхности, а есть авторы, у которых она присутствует в скрытом, имплицитном виде. Её нужно дольше искать и расшифровывать. ― Готовя новое произведение, слушаете ли вы записи других исполнителей? Но начать работу всё-таки стараюсь с чистого листа. Так легче услышать то, что заложено композитором. ― А как вы относитесь к современной музыке? Нравится ли кто-то из новых композиторов? Пианисту не хватит и нескольких жизней, чтобы сыграть всю великую музыку, написанную для фортепиано. Когда меня спрашивают: «Почему вы не играете современную музыку?» ― я отвечаю: «Позвольте, я ещё не сыграл большую часть так называемого классического фортепианного репертуара». Есть интересные современные композиторы. Возможно, буду о них и говорить, и думать. Но потом. Позже. Пока что я счастлив, играя Шопена. |
Читайте: |
---|
Выступления:
На концертной сцене Челябинска дуэт всемирно известных пианистов![]() Завтра, 18 мая, в Челябинском концертном зале имени Сергея Прокофьева состоится концерт, который для поклонников фортепианной музыки явится редким с... |
Бюджет постановки оперы «Псковитянка» в Пскове составляет 36 млн. рублей![]() Бюджет постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка», которая будет представлена в Псковском кремле 22 июля, составит 36 млн. рублей. Об... |
Таких, как Сарвар Ганиев мало и они уходят![]() Народный артист Азербайджана, известный композитор Хайам Мирзазаде посвятил когда-то сонату ушедшему вчера из жизни скрипачу-виртуозу, народному арт... |