Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Репортажи - Мифы, цифры, дифирамбы. Знаменитый Зальцбургский фестиваль завершил свой сезон

Реклама*



Мифы, цифры, дифирамбы. Знаменитый Зальцбургский фестиваль завершил свой сезон
Новости и события - Репортажи

мифы, цифры, дифирамбы. знаменитый зальцбургский фестиваль завершил свой сезон

Несмотря на обилие трагической тематики, заявленной в нынешней афише Зальцбургского фестиваля, выдержать праздничный тон по случаю 90-летия (большим долгожительством может похвастаться только вагнеровский Байрейт) организаторам удалось.

И это несмотря на то, что вся предыстория нынешнего Зальцбургского юбилея была подпорчена шокирующим компроматом, связанным с финансовыми аферами технического директора фестиваля Клауса Кретчмера (Klaus Kretchmer) и досрочным уходом с поста интенданта фестиваля режиссера Юргена Флимма. Финансовый скандал, раскрутившийся с декабря прошлого года, расследовала федеральная криминальная полиция Зальцбурга, дело было передано в прокуратуру, а уволенный техдиректор пытался покончить с собой (вот она - не античная, а современная трагедия). Объявленный же Юргеном Флиммом демарш имел другую причину - формально он принял приглашение Даниэля Баренбойма стать интендантом Берлинской Штаатсопер, но при более откровенном раскладе - к такому решению его подтолкнуло руководство фестиваля, недовольное резким падением продажи билетов в последние сезоны. А box office - показатель номер один в бюджете Зальцбургского фестиваля, доля которого составляет 50%.

Надо заметить, что круглая дата - 90-летие фестиваля, притянула в Зальцбург рекордное количество почитателей (если не считать моцартовский юбилей). И организаторы на заключительной пресс-конференции радостно озвучили цифру - публика выкупила 95% билетов. В итоге прощание с нерентабельным Флиммом, передавшим свои прерванные интендантские полномочия коллеге по фестивалю, директору концертных программ Маркусу Хинтерхойзеру, прошло в просветленном тоне. Бывшего интенданта наградили почетной медалью Зальцбурга и прочувствованным комментарием, что эра Флимма была трогательным опытом: программным и художественным, чудесным по атмосфере и человеческим условиям .

В результате ложка с дегтем праздник не подпортила: о финансовом скандале организаторы предпочли не распространяться, на творческой составляющей он не отразился, а Флимм в высоком тоне выдержал всю программу, подогнанную под глубокомысленный девиз: Где сталкиваются Бог и человек, возникает трагедия . Оперных премьер по зальцбургским меркам представили достаточно: Орфей и Эвридика Глюка, Электра Рихарда Штрауса, Лулу Берга, Норма в концертном исполнении, плюс два старых спектакля: Дон Жуан Клауса Гута в обновленном составе и Ромео и Джульетта , в которую ввелась наконец вернувшаяся после двухлетней разлуки с Зальцбургом Анна Нетребко. На ее дуэт с Роландо Виллазоном эта постановка и была рассчитана в 2008 году, однако дуэт не сложился: два года назад не смогла петь из-за беременности Нетребко, теперь из-за проблем с голосом - Виллазон (его сольник на фестивале был разбит в пух и прах). Нетребко в партии Джульетты приняли в Зальцбурге с традиционным восторгом, выступление же ее бой-френда Эрвина Шротта в партии Лепорелло в Дон Жуане вообще произвело фурор. Главная пара фестиваля не сходила с глянцевых обложек, выступив под конец фестиваля в благотворительной программе, организованной в пользу пострадавших от стихии в Пакистане.

Главным же музыкальным событием оперной афиши стала мировая премьера оперы Дионисий на слова Дионисийских дифирамбов Фридриха Ницше. Партитуру к 90-летию фестиваля написал немецкий композитор Вольфганг Рим. И эта оперная новинка, эффектно скрестившая Ницше, Вагнера, Диониса, Аполлона, мифологию и психику, и поставленная в Haus fur Mozart (Дом Моцарта), приглянулась уже не только на Хофштальгассе - главной фестивальной улице, но и интендантам других оперных театров.

Именно с Вольфгангом Римом оказался в этом году связан и еще один крупный фестивальный проект - Континент : концертная серия, построенная на музыке избранного автора (в прежние годы презентовали Джачинто Шельси, Сальваторе Шаррино, Эдгара Вареза), звучащего в сопоставлении с композиторами разных эпох. Рима, к примеру, столкнули в программах с Брукнером, Шуманом, Мийо, Штокхаузеном.

И все-таки Зальцбургский фестиваль - это в первую очередь фестиваль звезд, и как бы Юрген Флимм публично не отказывался лелеять иерархию, кассу фестивалю делают в первую очередь они. Именно поэтому в сезон своего 90-летия фестиваль прямолинейно взял курс на звезд: Фанни Ардан в оратории Жанна Д Арк Онеггера, Мартин Вуттке в сочинении Рима Tutuguri, Жерар Депардье в Иване Грозном Прокофьева, Клаус Мария Брандауер в Эдипе в Колонне Питера Штайна, в концертах - Марта Аргерих и Евгений Кисин, Григорий Соколов, Гидон Кремер, Анна-Софи Муттер. В афише - дирижеры и оркестры, давно ставшие друзьями фестиваля: Рикардо Мути, Даниэль Баренбойм (в этом году отметивший 45 лет сотрудничества с фестивалем), Валерий Гергиев, Бернард Хайтинк, Марис Янсонс, Кристоф Эшенбах, сэр Симон Раттле. Три лучших оркестра мира по сложившейся традиции шеренгой завершили нынешнюю симфоническую программу: Венский филармонический, Берлинский филармонический, амстердамский Концертгебау.

Венские филармоники, к слову, являются резидентским оркестром Зальцбургского фестиваля с 1922 года. По случаю юбилея было подсчитано, что за эти годы оркестр провел в Зальцбурге 2000 оперных представлений и 700 концертных программ. К круглым цифрам добавилась еще одна - 50-летие Фестшпильхауса - крупнейшего зальцбургского зала, появившегося на фестивальной улице по инициативе легендарного Герберта фон Караяна. Все эти переплетения дат, событий, имен и есть живая история 90-летнего фестиваля, актуальность которого доказывает его нынешняя 250000 аудитория.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Реконструкция БЗК в Москве закончится к июню 2011 года

News image

Основной этап реконструкции Большого зала Московской консерватории завершится к июню 2011 года. Первыми обновленный центр искусств увидят участники ...

Москва попрощалась с Большим залом Консерватории

News image

В минувшую субботу в Большом зале Московской Консерватории при полном аншлаге состоялся последний симфонический концерт не только в этом сезоне, но ...

Бюджет постановки оперы «Псковитянка» в Пскове составляет 36 млн. рублей

News image

Бюджет постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка», которая будет представлена в Псковском кремле 22 июля, составит 36 млн. рублей. Об...

Оркестры и проекты:

News image

Национальный оркестр Франции

Национальный оркестр Франции (фр. Orchestre National de France) — французский симфонический оркестр, основанный в 1934 году под ...

News image

Пражский симфонический оркестр

Пражский симфонический оркестр (чеш. Symfonický orchestr hl.m. Prahy FOK) — чешский коллектив, исполняющий академическую ...

News image

Сент-Луисский симфонический оркестр

Сент-Луисский симфонический оркестр (англ. Saint Louis Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в ...

News image

Симфонический оркестр Словенского радио и телевидения

Симфонический оркестр Словенского радио и телевидения (словен. Simfonični orkester RTV Slovenija) — симфонический оркестр, ...

News image

Лейпцигский оркестр Гевандхауса

Лейпцигский оркестр Гевандхауса (нем. Gewandhausorchester Leipzig, часто просто оркестр Гевандхауса или Гевандхаус-Оркестр) — ...

News image

La Primavera

Казанский Государственный камерный оркестр «La Primavera» — российский камерный оркестр, созданный скрипачём Рустемом Абязовым в...