Главная - Новости - Президентский оркестр: Досрочный дебют нового коллектива Владимира Спивакова

Реклама*


Президентский оркестр: Досрочный дебют нового коллектива Владимира Спивакова
Оркестры - Новости

президентский оркестр: досрочный дебют нового коллектива владимира спивакова

То, вокруг чего в прошлом музыкальном сезоне нагнеталось столько противоречивых страстей и интригующих ожиданий, наконец обрело свои реальные очертания. Московский международный дом музыки начал сезон с новым хозяином - президентом маленькой (а для кого-то и большой) страны под названием ММДМ стал Владимир Спиваков. Новый оркестр, созданный под Спивакова после его драматичного ухода из РНО и называвшийся первоначально Российским национальным филармоническим оркестром (РНФО), обрел в результате войны брэндов менее обидное для Михаила Плетнева название - Национальный филармонический оркестр России (НФО). Хотя, на наш взгляд, разницы никакой. В минувшую субботу новая оркестровая армия новоиспеченного музыкального президента впервые вышла в бой, причем раньше, чем предполагалось. Этот концерт памяти Евгения Светланова должен был дирижировать Евгений Колобов, но судьба решила иначе. Официальный дебют НФО в деле и на публике красиво совпал с официальным открытием первого полноценного сезона ММДМ.

В качестве репетиционной базы большой оркестр Спивакова естественным образом получил Дом музыки, который также стал льготным пристанищем еще для двух симфонических коллективов - малого спиваковского оркестра Виртуозы Москвы и для полумифической Русской Филармонии Александра Ведерникова. НФО был набран, конечно, в результате вполне официального конкурса, но любопытный психологический штрих - его основу (примерно треть) составили музыканты, перешедшие из РНО от Плетнева (остальные из Мариинки, ГАСО, темиркановского заслуженного коллектива, от Орбеляна и из Виртуозов плюс выпускники). Так что игра самолюбий и амбиций завершилась пока победой Владимира Теодоровича, за которым - государство и талант общения. А в целом вся эта история напоминает нам о принципе спирали и о бумеранге, который всегда возвращается.

Для события с участием Спивакова (и каким!) достаточно странно, что светский истеблишмент инаугурационного момента не был подкреплен хотя бы минимальным кворумом высочайших випов. Телевизионщики были представлены персонами в диапазоне от Попцова до Флярковского, политики - вторыми лицами, за исключением, пожалуй, Клебанова. Ни Путин, ни Лужков замечены не были, даже министр культуры Швыдкой не пожаловал, прислав своих замов. Будем надеяться, что это досадная случайность.

Музыкальная часть, разворачивавшаяся под портретом Светланова, была выдержана в траурных тонах. Главными темами вечера стали смерть ( Песни и пляски смерти Мусоргского), фатум (Четвертая симфония Чайковского) и страшный суд (Dies Irae из вердиевского Реквиема на бис). Все это было обрамлено тонкой лирической рамкой: в качестве интродукции прозвучала переложенная для оркестра очень красивая Ария Евгения Светланова в рахманиновском духе, а в конце был непривычно консонантный Шнитке с его упоительным Адажио. Да еще в середине молодой и свежий по составу Хор Академии имени Свешникова под руководством Виктора Попова в достаточно прохладном стиле (cool) доложил Три русские песни Рахманинова.

Что касается НФО как оркестра, то он, безусловно, состоялся. Хотя любой оркестровый организм, как, впрочем, и родившийся человек, растет и формируется не в одночасье. Любой мертвой воде, как водится, нужна вода живая. Думается, что в дальнейшем Владимир Спиваков найдет к этому средства и подходы более действенные. Возможно, принесут свои плоды и эксперименты по особой рассадке оркестровых групп. А главное на сегодняшний день противоречие - диспропорция между сильной струнной группой и недостаточно стабильной медью . Так называемая оркестровая вертикаль пока еще не сложилась. Да и акустика Дома музыки пока не идеальна, есть ощущение, что оркестр словно голый, не возникает полноты послезвучия, той самой звуковой шапки . И это несмотря на то, что из-под сцены извлечена уже вся стекловата, поглощающая звук (дикая акустическая ошибка проектировщиков), а из-под пола - ненужная фанера.

Спиваков не был бы Спиваковым без своих красивых жестов на прощание. Но в данном случае жест был уместен. Под занавес маэстро обратился к присутствующим и сообщил, что накануне концерта Юрий Лужков подписал указ о присвоении Большому залу Дома музыки имени Светланова.


Независимая Газета


Дата публикации: 30.09.2003

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

В Театре оперы и балета Екатеринбурга — кадровые перестановки

News image

Новый театральный сезон Екатеринбургский театр оперы и балета встретит во всех смыслах обновлённым. Заканчивается ремонт фасада здания и к 23 сентяб...

Уральский филармонический оркестр посетит с гстролями Францию

News image

Организаторы знаменитого французского фестиваля «Сумасшедшая неделя в Нанте» пригласили Уральский филармонический оркестр принять участие в проекте....

Липецкий симфонический оркестр обрёл нового дирижёра

News image

Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков.

Оркестры и проекты:

News image

Резиденц-оркестр (Гаага)

Резиденц-оркестр (нидерл. Residentie Orkest), называемый также Гаагским филармоническим оркестром, — нидерландский симфонический...

News image

Симфонический оркестр Колорадо

Симфонический оркестр Колорадо (англ. Colorado Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в Денвере....

News image

Оркестровый ансамбль Парижа

Оркестровый ансамбль Парижа (фр. L'Ensemble orchestral de Paris) — французский камерный оркестр, базирующийся в Париже. Был осно...

News image

Московский симфонический оркестр

Московский симфонический оркестр — российский симфонический оркестр, базирующийся в Москве.

News image

Оркестр Страрама

Оркестр Страрама (фр. Les Concerts Straram) — французский оркестр, созданный в 1926 г. дирижёром Вальтером Страрамом и просущест...

News image

Симфонический оркестр Ёмиури

Симфонический оркестр Йомиури (яп. 読売日本交響楽団) — японский симфонический ор...