Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Андрейс Жагарс: Опера консолидирует национальные элиты

Реклама*



Андрейс Жагарс: Опера консолидирует национальные элиты
Новости и события - Интервью

андрейс жагарс: опера консолидирует национальные элиты

Андрейса Жагарса в российских столицах представлять давно не надо. В 1996-м он в качестве директора возглавил Латвийскую национальную оперу -- и вскорости вывел ее в лидеры восточноевропейского оперного процесса. В последние десять лет ЛНО одна из самых успешных, интересно и динамично развивающихся компаний. В чем российская критика многократно убеждалась на премьерах и фестивалях в Риге, а наша публика -- на неоднократных гастролях оперы и балета ЛНО в Москве.

Сам Жагарс уже довольно давно дебютировал в оперной режиссуре дома, поставил у себя несколько спектаклей, заставивших говорить о рождении нового яркого режиссерского имени. Что естественным образом привело к приглашениям в другие труппы -- в последние годы Андрейс много ставит в Европе, три года назад выпустил «Набукко» в «Новой опере» в Москве, а сейчас выпускает «Бал-маскарад» в петербургском Михайловском театре. С Андрейсом ЖАГАРСОМ побеседовал Дмитрий ЦИЛИКИН.

-- Как возник этот проект?

-- Генеральный консул Латвии в Петербурге Ивета Серс -- очень культурный, образованный человек, все время старается наводить мосты между латвийскими и российскими художниками, музыкантами, деятелями прочих искусств. Она давно мне говорила, что в Михайловском театре уже два сезона работает новый энергичный менеджмент во главе с генеральным директором Владимиром Кехманом. Госпожа Серс стала инициатором нашей встречи, я посмотрел театр, потом Владимир Абрамович приехал в Ригу на мой спектакль «Дон Жуан» -- и просто загорелся, назвал нас лучшим оперным театром на всем постсоветском пространстве, и мы стали обсуждать всевозможные варианты сотрудничества. Предполагается заключить договор на три-пять лет, который предусматривал бы совместную продукцию, регулярный обмен солистами, наконец, взаимные гастроли. Мы привезем в Михайловский театр «Дон Жуана» и «Кармен» в моей постановке, Михайловский театр мог бы показать в Риге «Иудейку», «Паяцев» и «Сельскую честь» или, возможно, наш «Бал-маскарад» (Жагарс ставит спектакль вместе с латвийской командой: сценографом Андрисом Фрейбергсом, художником по костюмам Кристине Пастернака, хореографом Элитой Буковской. -- Ред.), или, может быть, здесь через год появится еще какой-нибудь интересный новый спектакль. Кроме того -- об этом, наверное, еще рано говорить -- но я в начале декабря выпускаю в ЛНО «Евгения Онегина», и г-н Кехман предложил скооперироваться: я мог бы в Риге репетировать с нашим и с петербургским составом солистов, а потом где-то через полгода повторить этот спектакль в Петербурге.

-- То есть вы нашли общий язык прежде всего как менеджеры?

-- Быть может, у нас разные представления о том, как руководить театром, разный опыт -- я 14 лет директор оперы, у Владимира Абрамовича опыт все-таки прежде всего в бизнесе. Но мне нравятся люди с полетом, с размахом, искренне увлеченные своим делом. И нас объединяет стремление к качеству: чтобы были лучшие солисты, лучший оркестр, лучшая техника. В этом Кехмана поддерживает его команда: директор оперной труппы Ольга Капанина, заместитель гендиректора Татьяна Архипова. Прекрасно, что он пользуется советами Йоана Холландера -- одного из самых опытных директоров, 19 лет возглавлявшего венскую Staatsoper. Верю, что все вместе -- еще и с музыкальным руководителем и главным дирижером Петером Феранецем -- они реализуют амбиции сделать свой театр по-настоящему прогрессивным.

-- Это в будущем. А как вы оцените сегодняшнее состояние Михайловского театра?

-- Когда я пришел в ЛНО, стало очевидно, что надо менять саму структуру театра, и я сразу начал реформы. Спектакли могут получиться более или менее удачно у всех -- и в «Метрополитен», и в «Ковент-Гарден», и в Венской опере, -- важно, чтобы театр дышал. Владимир Кехман тоже встал на путь принципиальных реформ, но многое еще предстоит сделать в сфере организации работы, формирования труппы, в построении всей художественной программы.

А как режиссера меня сильно удивило, что здесь, в России, колыбели психологической актерской школы, и в театре, где когда-то шла «Пиковая дама» Мейерхольда, артисты оказались не очень готовы играть, а не только петь. Я говорю: «А как же образ?» -- а мне отвечают: «Так ведь это опера». Но надеюсь, некоторым я помог освоиться, сделать не только партию, но и роль. Притом вижу в труппе как минимум двух солистов, у которых есть все основания для международной карьеры.

-- Латвийская национальная опера стала настоящей кузницей кадров для всех главных театров мира. Глядя на нынешние успехи своих питомцев, вы испытываете только гордость или еще и отчасти ревность?

-- Действительно, первыми были Элина Гаранча и Эгилс Силиньш, которые давно уже входят в мировую оперную элиту. Наш тенор Александр Антоненко пел премьеру «Отелло» в Зальцбурге с Мути, у него сейчас большие контракты с «Мет», с другими первыми театрами. Сопрано Кристина Ополайс только что спела в «Дон Жуане» Дмитрия Чернякова в Экс-а-Провансе, пела у Баренбойма в Берлине и т.д. Андрис Нельсонс, которому я предложил быть главным дирижером ЛНО, когда ему было 25 лет, сейчас делает блестящую мировую карьеру. Но у нас по-прежнему работает педагог Анита Гаранча, мать Элины, которая воспитала многих певцов, и Маргарита Груздева, педагог Антоненко и Ополайс, и сейчас уже подрастает новое поколение, которое стоит на старте и готово взлететь.

А что касается ревности -- все солисты регулярно к нам возвращаются. Все-таки это их родной дом.

-- И поют бесплатно?

-- Бесплатно, конечно, никто не работает, но в вопросах гонорара всегда можно найти компромисс. Для настоящего артиста имеет значение не только сумма, но и какие это город, театр, спектакль, партнеры.

-- Опера -- самое дорогое из сценических искусств, по которому кризис должен был ударить сильнее всего. Это так?

-- Да, к сожалению. Наш бюджет в значительной степени состоит из государственной дотации, которая была урезана. Нам пришлось сократить сто человек, вдвое сократить число премьер, и только сейчас мы начинаем постепенно увеличивать количество запускаемых новых постановок.

Репертуарный театр -- это очень дорого. Надо не только выпускать новые спектакли, но и поддерживать в хорошем состоянии старые. Если спектакль долго не шел, его нужно репетировать. Система stagione, когда можно отыграть спектакль блоком и ставить следующий, конечно, дешевле, но наша публика к ней не очень готова. Часто люди собираются в театр спонтанно, на то, что идет в этот вечер, все равно, опера или балет, они не привыкли заранее планировать: успеть посмотреть спектакль, потому что через неделю его уже не будет.

-- Но, может быть, в кризисе есть и польза: когда нет денег на дорогущие спецэффекты, это, наоборот, должно стимулировать режиссерскую изобретательность и фантазию?

-- Зависит от почерка режиссера. Я, например, в этом смысле очень эластичен, могу работать и в минималистской манере, и с большими роскошными декорациями.

-- Только что вы получили российский орден Дружбы (вместе с ректором Даугавпилсского университета Арвидом Баршевским; тем же указом президента Медведева Раймонд Паулс награжден орденом Почета). В чем состоит ваш «большой вклад в укрепление российско-латвийских культурных связей»?

-- Я очень люблю Россию, русскую культуру. Когда учился на актерском факультете Рижской консерватории, к нам приезжали Наталья Крымова, знаменитый ленинградский педагог Аркадий Кацман, мы росли на спектаклях Эфроса, Любимова, Товстоногова, потом Додина. Я снимался в советских фильмах. Поэтому естественно, что я стремлюсь к сотрудничеству и сейчас. В 2003-м и 2007-м мы организовали гастроли Большого театра в Риге. И Театр Станиславского и Немировича-Данченко гостил у нас. Наши спектакли, и оперные, и балетные, за эти годы много раз показывали в Москве. Все это происходило в непростой политической обстановке, однако удавалось найти деньги не только в России, но и в Латвии, и не только государственные, но и частные. Когда я стараюсь убедить людей, порой далеких от музыкального театра, в необходимости финансировать такие проекты, я говорю: в любой стране опера, балет и симфоническая музыка -- это площадки, на которых встречаются политическая и бизнес-элита. Это наилучшее место встречи для них.

-- То есть опера продолжает оставаться лицом государства?

-- Конечно! Так всегда было: императорский театр служил витриной империи, остается он витриной и демократического государства. Оперу надо содержать так, чтобы она блестела.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

Национальный оркестр народных инструментов РБ гастролирует в Челябинской области

News image

В скором времени Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан отправиться на гастроли. Начиная с понедельника, то есть 23-г...

Пласидо Доминго признали человеком года

News image

Латиноамериканская академия музыкальных искусств и наук присудила испанскому тенору Пласидо Доминго титул Человек года , сообщает Associated Press....

Воронежский симфонический оркестр открыл юбилейный сезон

News image

10 сентября Академический симфонический оркестр Воронежской филармонии открыл свой 85-й концертный сезон. Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU ...

Оркестры и проекты:

News image

Кливлендский Большой оркестр

Кливлендский Большой оркестр (англ. Cleveland Grand Orchestra) — американский симфонический оркестр, работавший в Кливленде в 19...

News image

Далласский симфонический оркестр

Далласский симфонический оркестр (англ. Dallas Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в Далласе....

News image

Луисвиллский оркестр

Луисвиллский оркестр (англ. Louisville Orchestra) — симфонический оркестр, базирующийся в городе Луисвилл (штат Кентукки, США). ...

News image

Камерный оркестр Грузии

Государственный камерный оркестр Грузии (первоначально Камерный оркестр Грузинской государственной филармонии, затем Государств...

News image

Симфонический оркестр NBC

Симфонический оркестр NBC (англ. NBC Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, созданный в 1937 г. главным идеол...

News image

Оркестр Ламурё

Оркестр Ламурё (фр. Orchestre Lamoureux) — французский симфонический оркестр, основанный в Париже в 1881 г. скрипачом и дирижёро...