Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Для Мариинского театра нет ничего невозможного

Реклама*



Для Мариинского театра нет ничего невозможного
Новости и события - Интервью

 для мариинского театра нет ничего невозможного

Композитор и скрипач Мариинского театра Алексей Крашенинников приехал вместе с родителями в Петербург в 1990-м году из Казахстана. Скрипку в руки он взял еще в Алма-Ате, однако именно северная столица вдохновила его на серьезное, профессиональное отношение к музыке.

Композитор и скрипач Мариинского театра Алексей Крашенинников приехал вместе с родителями в Петербург в 1990-м году из Казахстана. Скрипку в руки он взял еще в Алма-Ате, однако именно северная столица вдохновила его на серьезное, профессиональное отношение к музыке. В 2004 году он закончил консерваторию по классу скрипка , а в 2006-м поступил туда же на композиторское отделение (руководитель - профессор Александр Мнацаканян).

С 1999 года Крашенинников работает в Мариинском театре - сначала в молодежном оркестре, а потом - в основном. Сочинением музыки увлекся еще в училище им. Римского Корсакова. Сейчас на его счету несколько серьезных произведений, среди которых два струнных квартета, Концерт для кларнета и струнных, Концерт для скрипки и ударных, вокально-симфоническая поэма Цхинвал .

Алексею 33 года. Он женат. Из своих хобби называет футбол, в который любит играть с друзьями, боулинг, бильярд... И конечно, музыку.

- Алексей, как получилось, что вы увлеклись музыкой?

- В музыкальную школу меня отправили родители. Отец меня убеждал, что музыка - это то, чем действительно надо заниматься, что эта профессия принесет мне в будущем хорошее положение и достаток. Он сам по профессии экономист, музыкального образования у него нет, зато мама училась в детстве на фортепиано и иногда играла на нем. Вот так я и увлекся музыкой. Хотя помню мучения, когда я только начинал играть на скрипке в музыкальной школе...

- Вы думали тогда, что будете работать в Мариинском театре?

- Нет, конечно, не думал об этом. Но когда я оказался в Питере, у меня вдруг возникло уже осознанное отношение к музыке как к своей профессии, ощущение, что это - мое. В этом смысле сам город оказал огромное влияние на меня. Даже не знаю, как это объяснить... И, конечно же, музыкальная школа №1 (ныне им. Ростроповича), куда я перевелся из Алма-Атинской. Я почувствовал, что оказался в сильной творческой организации, и захотел к ней присоединиться. Это, как в Игре в бисер Гессе, как будто ты попадаешь в замкнутую элитную сферу, и ты хочешь оказаться в ней лучшим.

- Как вы попали в театр?

- Когда в 1999 был конкурс в Мариинке, я решил попробовать свои силы. Тогда еще только создавался молодежный оркестр. Я прошел по конкурсу и стал работать в молодежке .

- Для многих непосвященных Мариинский театр - это что-то выше неба. А изнутри - он какой?

- Мариинский театр - это большое государство, которое всегда перенасыщено событиями. Там всегда что-то творится и всегда что-то новое. Это интересно, но работы, конечно, много. Мы все время крутимся, как белки в колесе, и это дает несомненные результаты. Это - продуктивная деятельность.

- Что для вас самое интересное в работе в Мариинском театре?

- Именно в оркестре - играть концерты. Репетиция - это работа, кухня. А концерт... Во-первых, мы играем хорошую музыку. Во-вторых, оркестр очень сильный. И когда ты играешь хорошую музыку в хорошем оркестре, у тебя есть ощущение, что и ты не зря живешь и чего-то добился. Это дает моральное удовлетворение и некий позитив.

- Работать тяжело?

- Например, на фестивале Белые ночи в Петербурге мы даем в месяц концертов 40-60. Очень часто концерты проходят два раза в день плюс репетиции плюс записи... Конечно, физически это тяжело. Но ничего невозможного нет для Мариинского театра, как я давно убедился.

- Скрипач и композитор - достаточно разные профессии. Как стали сочинять музыку?

- Во-первых, я уверен, что профессия композитора не принесет вам горы золота. Этим занимаются, скорее, ради самовыражения. Поэтому я и не думаю пока уходить из оркестра, тем более, что такая работа дает мне огромный багаж для собственного творчества. А начал писать музыку еще в училище. Там я занимался композицией факультативно у замечательного педагога - Нестерова.

- Своим первым серьезным произведением вы называете 1-й Струнный квартет...

- Да, он посвящен памяти моей школьной подруги, которая умерла от лейкемии в 19 лет. Кстати, он именно написан под руководством Нестерова.

- У вас есть кумиры-композиторы?

- Моя любовь к музыке началась с Бетховена. Скупал все записи с его произведениями... Бах, Моцарт, да много... Шнитке, безусловно. Из ныне живущих наших маститых композиторов - конечно, Родион Щедрин.

- Вы же с ним даже лично знакомы...

- Да, в последнее время в Мариинском театре исполянется довольно много его музыки, сам он часто бывает на наших концертах. В один из приездов - года 2-3 назад - я подошел к нему и сказал, что тоже пишу музыку. Тогда он мне ответил: И правильно делаете . А позже, когда прослушал диск с моими записями, который я ему подарил, написал мне письмо с хорошим отзывом о моей музыке, которым я очень дорожу. Согласитесь, приятно иметь письмо от живого классика!

Письмо Родиона Щедрина Алексею Крашенинникову

- Как рождаются у вас произведения?

- Я уверен, что у всех композиторов процесс творчества происходит по-разному. Я всегда завидовал тем, кому приходят готовые мелодии в голову. У меня такого никогда не было. У меня больше такая, знаете, кропотливая работа, как на стройке. Я собираю по кирпичикам свое произведение, выстраивая его с самого начала.

Премьера кларнетового концерта 2006 год

- А технически как это выглядит?

- Работаю я, в основном, на гастролях, так как у нас очень много поездок. Пишу на компьютере. Без рояля трудно, но ничего не поделаешь... Пользуюсь специальной программой нотного набора, одновременно смотрю, как все выстраивается. Вот, например, Цхинвал , Концерт для скрипки и ударных и 2-й квартет были написаны на гастролях именно таким образом.

- Как родился Цхинвал ?

- Замысел поэмы возник, когда я в составе оркестра Мариинского театра на пепелище играл знаменитый концерт с Валерием Гергиевым. Работать над поэмой я начал с октября, когда нашел материал - там используется осетинская песня. Завершил в мае. Это 15-минутная вокально-симфоническая поэма, она заканчивается минутой молчания. Таким образом, аплодисменты здесь неуместны.

Поэтому я не могу сказать, как отреагировали на нее зрители на премьере сочинения, состоявшейся, кстати, на центральной площади Цхинвала ровно через год после трагедии.. Потом мы разговаривали с министром культуры Южной Осетии Тамерланом Дзудцовым, он поблагодарил меня, правда, пожелал, чтобы следующее произведение оказалось более оптимистичным.

На репетиции поэмы Цхинвал

- Как коллеги относятся к вашему творчеству?

- Надеюсь, они не считают меня плохим композитором. По крайней мере, никто мне еще не говорил, что я занимаюсь не своим делом. Впрочем, лучше у них спросить.

- А художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев дал какую-то оценку?

- Лично мне он ничего не говорил на этот счет. Но, как мне кажется, относится к моей деятельности благожелательно.

- Как часто исполняются ваши произведения на публике?

- Не очень часто... Дело в том, что пока что я сам не очень активно занимаюсь распространением своей музыки, хотя, надо, конечно, работать и в этом направлении. В основном, мои произведения исполняются в Мариинке на камерных концертах, зарубежные премьеры скрипичного концерта и 1-го квартета состоялись в Израиле в 2008 году, кроме того, я постепенно начинаю участвовать в фестивальной жизни Питера. К примеру, в октябре планируется исполнение кларнетового концерта в рамках фестиваля Неделя консерваторий .

- Есть ли возможность познакомиться с вашей музыкой через интеренет?

- Моя коллега и подруга создала группу Вконтакте , которая называется Музыка Алексея Крашенинникова . Это, пожалуй, единственное место в интернете, где можно найти мои произведения.

- Это сложно - состояться как композитору?

- Пробиваться сложно. Как часто бывает, многие композиторы получают признание либо в конце жизни, либо после смерти. Даже многие шедевры XX века сейчас незнакомы широкой публике. А о чем говорить тем, кто сейчас работает?! Тут важна поддержка сильных людей, бизнесменов, спонсоров, чтобы делать концерты, как можно чаще исполнять свою музыку.

- А какая она - ваша музыка? Как вы ее сами определяете?

- Я не люблю музыку, которая не близка и труднодоступна слушателям. В XX веке закончились мелодии, гармонии, и некоторые считают, что современная музыка не может быть хорошей. И, правда, приходишь на концерт, слушаешь какофонию, а тебе говорят, что это гениально. Ты уходишь домой, ничего не поняв, и чувствуешь, что ты абсолютно недалекий, ничего не смыслящий в музыке человек. Так вот я бы хотел писать так, чтобы музыка привлекала внимание обычных людей, а не музыкантов и специалистов. Главное - удивить, растревожить, даже просто развлечь - но не оставить равнодушным. Я ставлю себе цель, чтобы моя музыка трогала. Чтобы она шла от души, а не от ума.

- Что у вас в планах?

- Прежде всего, дописать 2-ю часть Второго струнного квартета. А затем - произведение для оркестра. Во-первых, это будет моей дипломной работой, а во-вторых, я и сам давно хотел написать что-то в этом роде. А из глобального - в будущем я хотел бы обязательно написать что-то по Достоевскому. Это один из самых моих любимых писателей. Но пока что для меня это слишком серьезная задача, к которой, возможно, я еще не готов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

В Москве вновь были собраны все самые лучшие оркестры на традиционном фестивале под названием «Спасс

News image

  В Москве, первого сентября прошло насыщенное мероприятие, ну а точнее Международный военно-музыкальный фестиваль под названием «Спасская башня». ...

Дирижер Риккардо Мути отменил концерты в США из-за обострения гастрита

News image

Всемирно известный итальянский дирижер Риккардо Мути (Riccardo Muti) из-за серьезного недомогания был вынужден отказаться от продолжения своих конце...

Сайт знаменитого конкурса имени Чайковского сменил имидж

News image

О грядущих реформах главного отечественного конкурса - имени Чайковского, говорили много.

Оркестры и проекты:

News image

Национальный оркестр Франции является самым знаменитым французским коллективом

Данный оркестр в первый раз предстал перед публикой с концертной программой в 1934-м году, 13-го марта. Этот концерт состоялся в...

News image

Хартфордский симфонический оркестр

Хартфордский симфонический оркестр (англ. Hartford Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в Харт...

News image

Бухарестский филармонический оркестр

Бухарестский филармонический оркестр, собственно Оркестр филармонии имени Джордже Энеску (рум. Orchestra Filarmonicii George Ene...

News image

Немецкий симфонический оркестр Берлина

Немецкий симфонический оркестр Берлина (нем. Deutsches Symphonie-Orchester Berlin) — один из основных симфонических оркестров Бе...

News image

Симфонический оркестр Кёльнского радио

Симфонический оркестр Кёльнского радио или Симфонический оркестр Западногерманского радио (нем. WDR Sinfonieorchester Köln,...

News image

Виктор БАБАРИКИН: «Спасибо мозырянам за теплый прием»

В 2002 году на белорусской карте профессионального искусства появился новый музыкальный коллектив. В соответствии с Распоряжени...