Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Автор русской версии знаменитой Belle ставит в Минске два спектакля

Реклама*



Автор русской версии знаменитой Belle ставит в Минске два спектакля
Новости и события - Интервью

автор русской версии знаменитой belle ставит в минске два спектакля

Сусанна Цирюк - одна из самых востребованных музыкальных режиссеров в России. На ее счету несколько номинаций на «Золотую маску», главную театральную награду она получила за мюзикл Новосибирского театра «В джазе только девушки». В Минске, в котором Сусанна начинала режиссерскую карьеру (почти десять лет в Большом театре оперы и балета), она ставит мюзикл тоже по мотивам бродвейских шоу. Завтра в Музыкальном театре - премьера.

- Сусанна, вы не работали в Минске больше десяти лет. А сейчас вас пригласили сразу два театра - Музыкальный и Большой.

- Мне приятно приглашение в Музыкальный театр. Оно было очень неожиданным. Мы познакомились с Александром Евгеньевичем (Петровичем - директором театра. ред.), когда я приехала на переговоры в оперный театр по поводу «Снегурочки». А в этом театре я никогда не ставила, делала только два бенефиса для Натальи Гайды и Арнольда Ранцанца. Но с тех пор труппа практически полностью обновилась, ребята молодые.

- А почему вы ставите мюзикл?

- Поскольку приглашение было неожиданным, а сезон у меня весь расписан, это должно было быть что-то небольшое, яркое. У меня был спектакль «В джазе только девушки»….

- За него вы получили «Золотую маску»…

- Но в минской постановке добавлены музыкальные номера - и оркестру, и солистам. Переписаны диалоги. Это совершенно другой спектакль. А «Золотая маска» была давно.

БЕЛОРУСЫ ПОДНИМАЮТ РОССИЙСКУЮ КУЛЬТУРУ

- Получается, что нужно уехать из Беларуси, чтобы прославиться, реализоваться?

- Беларусь живет обособленно, несмотря на то, что ближе к Западу. В том же Вильнюсе ежегодно проходит фестиваль лучших европейских театров. Невозможно вариться в собственном соку. Знаю, что оперный театр сейчас пробует расширять работу, задумали международный оперный форум.

- Вы не единственная, кто, уехав из Беларуси, не потерялись, а сделали себе имя. И в работе вы пересекаетесь?

- Да, мы не теряли друг друга. Все эти годы дружили с Колей Пинигиным, с Игорем Матюховым (создатель Камерного хора Беларуси - прим. ред.), общаемся, ходим друг к другу на концерты, спектакли. С Зиновием Марголиным (в Купаловском театре работал на «Идиллии», «Костюмере», был главным художником Молодежного театра, сейчас оформляет «Славянский базар» - ред.) мы сделали пять спектаклей, но не в Беларуси. Его первая «Золотая маска» - моя «Катерина Измайлова». Это мой самый сильный спектакль в опере, мы его очень любим. С Александром Анисимовым (главный дирижер Симфонического оркестра Беларуси - прим.ред.) работали в Ростове. Сначала меня туда позвал Андрей Галанов, который начинал этот театр с нуля. Мы сделали несколько зашибенных проектов, я считаю. В общем, поподнимали мы русскую культуру.

- Но вы ушли с должности главного режиссера Ростовского театра…

- Мне приходилось очень много ездить по стране. А как человек порядочный, я понимала, что главный режиссер - это не только постановки. Я в Ростов мчалась отовсюду. Был год, когда кроме постановок в других театрах, главного режиссерства в Ростове, я еще сидела в жюри двух конкурсов, в том числе «Золотой маски». Мой сын, который тогда был в таком яростном подростковом возрасте, показал мне в календаре отмеченные дни, когда я была дома. Их за год оказалось двадцать шесть, я подумала, что от чего-то надо отказаться. Я отказалась от Ростова.

К тому же это был год после «Маски», а у меня была «правильная» «Маска». Потому что можно получить ее как лучший режиссер, а я получила за лучший спектакль. Лучший режиссер - очень приятно, повесишь ее дома и радуешься. А как только получаешь «Маску» за лучший спектакль, директора театров становятся в очередь, потому что театрам нужна «Маска» за спектакль. И на меня посыпались приглашения. Но на прощание поставила в Ростове «Принцессу цирка». Фамилии команды, которая над ним работала, вам тоже будут знакомы. Декорации мне делал Эрнст Гельдербрехт (бывший главный художник Большого театра Беларуси - ред.), а костюмы - Слава Окунев (не раз работал в Большом театре). Это был такой красоты спектакль, феерический!

- Сейчас вы свободный художник?

- Уже пять лет.

- Не страшно было?

- Это всегда страшно. Мне многие говорили: сумасшедшая, а если тебя перестанут приглашать на постановки? Но я человек рисковый, и у меня очень сильный ангел хранитель. Потому что даже когда объявили кризис, в театрах не стало денег, многие оказались просто без работы. Особенно свободные художники. У меня слетело только два контракта.

- Для Беларуси вы сделали финансовую скидку?

- Конечно. В России совершенно другой порядок цифр. Я ведь понимаю, что ситуация тут совершенно иная.

«В МИНСКЕ НЕ БЫЛА ДЕСЯТЬ ЛЕТ»

- Сусанна, а вас не звали главрежем в оперный? В музыкальной среде многие на это надеялись.

- Приглашали, но я отказалась. Театр - это огромная машина, в которой нужно сидеть безотлучно. Чтобы отстроить театр, нужно жизнь положить. Я женщина, у меня нет таких грандиозных амбиций, я жить хочу, хочу ездить и ставить. А в оперном я скоро буду ставить «Снегурочку».

- За 10 лет в Минске бывали?

- Нет. В прошлом году ребенок здесь играл концерт, я с ним приезжала на полтора дня.

- Не тянуло в город детства?

- Я просто не успеваю.

- Вам, ребенку из семьи музыкантов (Юрий Гильдюк руководил Камерным оркестром Беларуси - ред.), иной дороги как в музыку и не было. Тем не менее в музыкальную режиссуру вы пришли не сразу.

- Одиннадцатилетку при консерватории я не закончила, потому что переиграла руку, да никогда и не хотела быть пианисткой. Пошла в иняз, бросила его, потому что решила, что могу приехать и с улицы поступить в МГУ на литературный перевод. А туда с улицы поступить невозможно. Провалилась, хотя по специальности получила пятерку. Вернулась в Минск и работала осветителем в оперном театре. Зато сейчас знаю, как что подключать, и до сих пор очень люблю светцех. Когда Юрий Александров приехал в театр ставить «Сказки Гофмана», с ним приехала ассистентка, которая потом стала моей ближайшей подругой. Она насоветовала поступать в питерскую консерваторию на режиссуру. Я не хотела, меня буквально заставили. А потом, когда начала учиться, мне очень понравилось. И на сегодняшний день я больше ничего не умею. Есть еще хобби. Я перевожу, эквиритмический перевод - мой конек. Это целая профессия, которой никто не учит. Одно дело - стихи, другое - готовая музыка, на которую нужно наложить перевод. Этим я балуюсь.

- Ничего себе, балуетесь. Ведь Belleпо-русски все поют в вашем переводе.

- И «Короли ночной Вероны». В прошлом году Иркутский театр отдал мне перевод французского мюзикла «Бонни и Клайд» и был очень доволен. Кстати, эквиритмику потрясающего качества делает Кортнев. Я пришла на «Кэтс» и была поражена, по-русски это так трудно сделать, чтобы не резало слух. Он это делает потрясающе талантливо, потому что музыкант.

- Нужно ухо иметь?

- Ухо, знание нот, понимание, куда фраза идет. Если в музыкальной фразе пауза, она должна быть и в тексте. Иначе и поют: «маааа-аа-лчат». А еще для Гергиева я сделала новый русский вариант «Волшебной флейты».

«РАЗРЕШАЮ СЫНУ ИГРАТЬ В РЕСТОРАНЕ»

- Сын, студент Питерской консерватории, приедет на премьеру. Он очень много выступает, увлекается сольной маримбой. Приедет в Минск и на фестиваль, который будет здесь в конце сентября. Играет в джаз-квартете, я давно уже разрешаю ему играть в ресторане.

- Учиться музыке он ведь начинал в Минске?

- Да, а уже в первый класс пошел в Питере. Как мы намучались, в гимназии имени Ахремчика был белорусский язык, и он долго писал карова, кавер.

- В артисты он не хотел по папиным стопам (за Алексеем Ниловым Сусанна была замужем восемь лет - ред.)?

- Хотел, очень хотел. Но не в кино, а в музыкальный театр. Он очень музыкальный, пластичный, когда выходит на сцену, играет лучше, чем умеет. Я в состоянии это оценить, на публике он просто преображается. Но он грассирует достаточно сильно, в театр с такой дикцией нельзя.

- С отцом он поддерживает отношения?

- Разумеется, мы все поддерживаем отношения.

- с Алексеем вы встретились в Минске?

- Нет. Я сюда вернулась по распределению, а он приехал за мной. Познакомились мы, когда он пришел после армии к нам на экзамен по актерскому мастерству. Когда я получила распределение, Леша попробовался в Русский театр к Луценко. Я даже помню, какой был спектакль - «Свалка» Дударева. Партнершей его была Оля Клебанович. У него тут осталось много друзей.

- Почему вы расстались?

- Мы прожили восемь лет и ни разу не поссорились. И расстались очень мирно. Мы не прекращали отношений никогда, видимся, дружим. Сейчас у него замечательная жена, святая. Ведь у него были более неудачные опыты, с рекламой на весь Советский Союз.

ДОСЬЕ «КП»

Сусанна Цирюк окончила консерваторию в Санк-Петербурге в 1989 году. С 1990 по 1999 год была режиссером-постановщиком Большого театра оперы и балета Беларуси. С 1995 года преподавала в Академии музыки и Академии искусств Беларуси.

С 2001 по 2006 год была главным режиссером Ростовского музыкального театра.

В Минске поставила «Питера Пэна», «Травиату», «Брачный вексель», «Паяцы». Ставила для международных фестивалей в Бразилии, Швейцарии, Германии.

Обладатель премии за лучший камерный музыкальный спектакль в Бельгии, премии «Мельпомена», приза «Песня года - 2004» за русский текст Belle. В 2005 году была номинирована на «Золотую маску» за два спектакля - «Леди Макбет Мценского уезда»(Ростов-на-Дону) и «В джазе только девушки» (Новосибирск). «Золотую маску» получила за новосибирский спектакль.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

На петербургской сцене пройдет премьера оперы Аттила Джузеппе Верди

News image

Премьера оперы Аттила Джузеппе Верди, которую нередко сравнивают с полномасштабным историческим блокбастером, пройдет в Мариинском театре. Это пер...

Скончался алтайский композитор и педагог Борис Шульгин

News image

14 сентября Новости Горного Алтая сообщили о том, что на 85-ом году жизни после продолжительной болезни ушел из жизни алтайский композитор, музыка...

Синайский полуостров. В Большом театре опять сменился художественный руководитель

News image

Вчера генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов заявил о том, что художественный руководитель театра Леонид Десятников оставляет должнос...

Оркестры и проекты:

News image

Симфонический оркестр Испанского радио и телевидения

Симфонический оркестр Испанского радио и телевидения (исп. Orquesta Sinfónica de RadioTeleVisiónEspañola, а...

News image

Галицкие Сурмы

Галицкие Сурмы (укр. ЛМДО Галицькі Сурми ) — львовский муниципальный (городской) духовой оркестр, был создан 6 декабря 2003[1] ...

News image

Известные эстрадные оркестры мира

Начать разговор относительно эстрадных оркестров мира лучше именно с джаз-оркестра Японии, который называется "Шарпс энд флэт...

News image

Заслуженный академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины

Заслуженный академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины (укр. Заслужений академічний симфонічний орке...

News image

Ensemble Intercontemporain

Основан в 1976 Пьером Булезом. С 1995 размещается в Городе музыки (фр. Cité de la musique) в ХIХ округе Парижа. Финансиру...

News image

Мюнхенский симфонический оркестр

Мюнхенский симфонический оркестр (нем. Münchner Symphoniker) — немецкий симфонический оркестр, базирующийся в Мюнхене. Б...