Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - Любовь Казарновская: «Дом – это там, где вас любят»

Реклама*



Любовь Казарновская: «Дом – это там, где вас любят»
Новости и события - Интервью

любовь казарновская: «дом – это там, где вас любят»

Всемирно известная оперная певица успешно совмещает вокальную деятельность с просветительской работой. Любовь Казарновская давно обосновалась на вершине оперного Олимпа, она пела дуэтом с Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Кура... Получила все мыслимые и немыслимые награды. Кроме этого, недавно она стала директором Музея Верди в Италии, а еще раньше создала культурно-просветительское общество. Корреспондент «Вечерки» встретилась с ней в кафе на Арбате, чтобы узнать, зачем «самому горячему сопрано» и просто красивой женщине все это нужно.

Именины сердца
– Любовь Юрьевна, вы недавно стали артистическим директором по зарубежным проектам Национального музея Дж. Верди в Италии. Как к вам пришла эта должность?

– Знаете, для оперной певицы все, что связано с Италией и Верди, – это огромное счастье и именины сердца. Кроме того, у России и Италии всегда были очень мощные культурные связи. Так что на вопрос: «Заинтересует?» я ответила: «Не то слово!»
– Что вы хотели бы сделать как директор такого музея?
– Для начала рассказать всем о нем. Сейчас Музей Верди начал активную работу. Кстати, у него есть собственный театр на 250 мест – театр Джузеппе Верди, который построен при его жизни.
– Чем дорога Италия оперной певице, понятно, а нравится ли вам эта страна вообще?
– Италия – родина того жанра, которому я служу. Это, конечно, первое. Второе – я просто обожаю Италию. Я считаю итальянцев законодателями стиля – и в моде, и в музыке. Вообще стиля. Эти старые итальянские города, эта еда… Это восторг!
– В чем разница восприятия оперы в России и в той же Италии?
– За границей к опере приучают с детства. Раньше так было и у нас! Сейчас вкусы в мире очень изменились в сторону гламура и снижения общего культурного уровня во всех областях жизни. Но все-таки там работают традиции и в плане воспитания вкуса к высокой культуре и приобщения к ней.
– У вас, кажется, есть фонд поддержки оперы?
– Сейчас он называется Русское музыкальное просветительское общество. Началось все с того, что я стала приглашать больших певцов в Россию, чтобы они проводили мастер-классы и в Москве, и в регионах. Ведь у многих талантливых молодых певцов нет возможности не только платить за учебу в столице, но хотя бы несколько дней здесь прожить. Мое начинание вызвало колоссальный резонанс. Но никто из государственной машины нас не поддержал. И тогда я решила продолжить (безо всякого пафоса говорю) дело братьев Рубинштейн, Антона и Николая, они создали такие общества в Петербурге и Москве.
Они отбирали лучших из лучших в провинции, организовывали благотворительные концерты, на вырученные деньги учили их в столицах.
Также мы недавно сделали очень интересный аудиовидеопроект «Великие певцы России от Шаляпина до наших дней». Поскольку 70 лет нас и Европу разделял железный занавес, советский пласт вокальной культуры России для Запада выпал. Вот мы и выпустили такое наглядное пособие по русской вокальной культуре. С гордостью могу говорить, что эти DVD находятся во всех университетах США, Японии и др. Это важные и имиджевые для России проекты.

Не только нефть, коррупция и взрывы в метро
– Любовь Юрьевна, откуда такой энтузиазм? Зачем вам все это?

– Я хочу показать миру, что в России есть не только нефть, коррупция и взрывы в метро. Нет, живая Россия, живые ростки культуры. И мы все являемся носителями этой культуры.
Это задача моего музыкального общества, я постоянно выезжаю в крупные российские города, и когда у меня есть там концерт, провожу мастер-классы, организовываю встречи. Надо поворачивать вектор.
Чтобы молодые дарования, когда у них начнется профессиональная творческая жизнь, не спрашивали: «А сколько мне заплатят», а спрашивали: «А это будет мне и людям интересно и полезно?» Я стараюсь передать то, что мне дали мои великие учителя, для которых главным были – дух России, высота полета творческой духовной мысли и полная самоотдача своему делу, а не деньгам, раскрутке, продюсеру и подлизывание к власти. Таких людей, как Сахаров, Лихачев, которым не карман, а идея дороже, к сожалению, сегодня нет; эгоизм и самовозвеличивание, богатство и гламурность – вот идея для артистов и художников в большинстве своем.
– По вашим словам, культурной политики как таковой у нас нет. Как же вы верите в то, что в ситуации с российской культурой возможны перемены к лучшему?
– Перемены обязательно будут. Народ возмутится. Сейчас государство существует для маленькой кучки людей, остальные выживают. Мне их так жаль, до слез. Женщин призывают рожать. А как им жить на копейки? Что они могут дать себе и детям? О каких походах в театр и на концерты может идти речь? Ведь вся страна на 80% выживает.
А тем, кто пилят деньги, ни культура, ни страна не нужны. А в провинции люди от мала до велика в основном в стакане или на игле! Это моя боль. Такая каждодневная заноза. Я, конечно, не пойду на баррикады, но, где возможно, буду помогать и заниматься благотворительностью. Я делала и буду делать концерты для блокадников, ветеранов, заниматься со студентами. Не потому что я такая хорошая, а потому что так должно быть. Беда в государстве, где «Баталовы» должны выживать!
– Расскажите поподробнее о мастер-классах, которые вы даете. Чему вы хотите научить своих студентов?
– Я хочу передать исполнительскую традицию, которая характерна только для русской исполнительской школы.
Есть голоса, но исполнительски они находятся на очень низком уровне. Воспитать индивидуальность, личность – это задача.
– Как много в вашем репертуаре русской музыки?
– Мой педагог говорила в свое время: «Русский романс – это твоя душа». Я записала все 103 романса Петра Ильича Чайковского. Это беспрецедентный случай, потому что у него есть романсы, написанные для разных голосов – баса, тенора, сопрано. Алябьев, Рахманинов, Гурилев, Варламов, Глинка – их произведения в моем репертуаре.
Это же «наше все», то, что у нас с вами в крови. Так же как и оперные партии в «Пиковой даме», «Иоланте», «Евгении Онегине», «Сказании о Граде Китеже». Хотя оперных партий именно русских композиторов у меня меньше, чем немецких и итальянских. Просто в тех наиболее полно раскрываются краски моего голоса. Никогда не думала, например, что «Саломея» станет моей визитной карточкой. Я в этом материале купаюсь.
– Говорят, вы выступаете на сцене не только как певица, но и как просветитель. Это правда?
– К сожалению, многие дирижеры и режиссеры не разбирают с певцом его задачи, и музыкальные, и драматические.
А ведь надо творить и певцу и оркестру вместе. Оркестр должен нести певца как на облаке. Я вижу, что многие даже не разбираются в том, что делают, и не имеют времени что-то отрепетировать. Пекут котлеты ширпотребские. Вот был замороженный полуфабрикат, его разогрели – и на стол. Я так не хочу.
А наша публика чаще всего не слышит разницы – она потеряла ориентиры.
Что я делаю со своей стороны? Беру партитуру дирижера со всеми прописанными в ней партиями музыкантов и выстраиваю голос так, чтобы он был созвучен оркестру. Певец – инструмент – я так мыслю, это интересно и слышно!

Ее мужчины
– Ваш муж ради вас отказался от многого. А чем пожертвовали ради семьи вы?

– Семья – всегда союз. Если два эгоиста в семье, она распадается. А нужны два человека, которые слышат друг друга.
Роберт, когда меня встретил, сразу мне сказал, что не будет работать импресарио, потому что другие певцы будут комплексовать: «Лучшие контракты будет отдавать жене!» Что касается меня, то когда я вышла замуж, мне тоже было непросто. Многие мужчины в моем окружении сникли. Второе – когда я была беременна, отказалась от очень многих выгодных контрактов. Потом снова доказывала, что могу петь. «Обновление репертуара, новое качество! А как форма – восстановилась или нет?» Я доказывала сама себе снова и убеждала, что могу! Так что трудно сказать, кто кому уступил – муж поддерживал меня, а я – его.
Вообще жертвенность в семье нормальна. Два эгоиста в семье – это бессмысленная жизнь, это не семья. Мы с мужем – друзья и единомышленники. Такими были наши родители, и это счастье!
– Как считаете, ваша слава давит на сына и мужа?
– Слава давит на самовлюбленных «петухов»! Жизнь художника – это цепь ограничений, это служение. «Служенье муз не терпит суеты!» Слава обязывает постоянно самой себе соответствовать. Нельзя снижать планку, быть хуже, чем ты есть.
А мои мужчины… Они во всем понимают меня и поддерживают. Когда у меня концерт, спектакль, сын говорит папе: «Тихо-тихо, мама спит». Они мои друзья и помощники.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

В Большом театре признают шоколад Вдохновение и недовольны рестораном Аркадия Новикова

News image

Товарный знак Большого театра признали общеизвестным. Это значит, что теперь изображение его фасада, а также слово Большой нельзя использовать без...

Омские триумфы

News image

Омский академический симфонический оркестр двадцатого сентября откроет новый концертный сезон. Вместе с омским коллективом главный дирижер по имен...

Маэстро Гергиев включен в ТОП-100 самых влиятельных людей мира 2010

News image

Один из ведущих мировых дирижеров, художественный руководитель Мариинского театра, россиянин Валерий Гергиев был включен в список 100 самых влиятель...

Оркестры и проекты:

News image

Фогтландский филармонический оркестр

Фогтландский филармонический оркестр (нем. Vogtland Philharmonie Greiz/Reichenbach) — немецкий симфонический оркестр, базирующий...

News image

Луисвиллский оркестр

Луисвиллский оркестр (англ. Louisville Orchestra) — симфонический оркестр, базирующийся в городе Луисвилл (штат Кентукки, США). ...

News image

Гётеборгский симфонический оркестр

Гётеборгский симфонический оркестр (швед. Göteborgs Symfoniker, англ. Gothenburg Symphony) — шведский симфонический оркестр...

News image

Глобалис

«Глобалис» — российский симфонический оркестр, созданный в 2000 году дирижёром Константином Кримецом (1939—2008), который был до...

News image

Бухарестский филармонический оркестр

Бухарестский филармонический оркестр, собственно Оркестр филармонии имени Джордже Энеску (рум. Orchestra Filarmonicii George Ene...

News image

Оркестр Консертгебау

Королевский оркестр Консе ртгебау (нидерл. Koninklijk Concertgebouworkest) — ведущий симфонический оркестр Нидерландов, основанн...