Новости и события в мире классической музыки:

Главная - Интервью - «Сейчас музыкантов выбирают по внешности»

Реклама*



«Сейчас музыкантов выбирают по внешности»
Новости и события - Интервью

«сейчас музыкантов выбирают по внешности»

«Камерата Казахстана» закончила сезон старинной музыки оригинальным концертом Intrabaroque. Специально для этого выступления коллектив приобрел смычки и струны, изготовленные по канонам эпохи барокко, для аутентичного звучания. В проекте принимал участие солист из Бельгии Сергей Истомин. Музыкант, играющий на виолончели и ее предшественнице – виоле да гамба, – рассказал в интервью «Къ» каково быть исполнителем классической музыки в XXI веке.

– Сергей, сейчас в Европе и России много коллективов, играющих произведения эпохи барокко. Как мы видим, концерты барочной музыки «Камераты» вызывают оживление публики в Казахстане. Почему сейчас возродился интерес к музыке барокко?

– Потому что мы возвращаемся к истокам. Как археологические раскопки ведутся для того, чтобы лучше понять историю, так и в музыке – вся наша музыкальная история основана на чем-то, и нужно знать эти корни. Ведь в классической, народной музыке очень много смысла. А интерес к барочным произведениям появился еще в конце XIX века, начиная с Мендельсона, когда основывались все эти сообщества старинной музыки, возрождавшие традиции. Во времена барокко играли музыку предшествующей эпохи, в период романтизма – барочную музыку, и так все наслаивалось. Сейчас у музыкантов огромный багаж за спиной, им труднее. Но интерес современных исполнителей вызывает не только музыка барокко, но и классическая романтическая музыка начала ХХ века.

– Есть мнение, что барочную музыку быстро писали и быстро потребляли. Она была обаятельной, у нее было желание нравиться. Может, поэтому такая музыка интересна современному слушателю?

– Да, при королевских дворах она была таким же развлечением, как сейчас поп-музыка. Это была музыка каждого дня, и все, конечно, зависело от заказчика. Например, Людовик XIV каждое свое движение сопровождал музыкой. Это был просто стиль жизни.

– К этому концерту были специальные приготовления: покупали барочные жильные струны, смычки, скрипки. Так сильно различается звук современных и старинных инструментов?

– Это больше зависит от стиля игры, потому что и на старинных инструментах можно играть по-современному. Но мы пытались за короткий срок репетиций поймать более глубокое старинное звучание.
Что еще интересно, барочная музыка во многом импровизационная, я бы сказал, джазовая. Поэтому часто исполнители музыки барокко играют и современную музыку, потому что осознают, о чем идет речь. Если понять стиль, трюк, который заложен внутри, тогда все это работает.

– Можно ли импровизировать при исполнении классической музыки?

– Во многом – да. Я импровизирую. Сегодня, например, на концерте добавил две каденции. Это такая специальная музыкальная часть, где у солиста появляется возможность проявить себя. Недавно записал диск с двумя концертами Гайдна, там есть мои собственные каденции. Такая творческая активность исполнителя допустима, и она всегда очень ценится.

– Некоторые музыканты считают, что Гайдн был очень талантливым композитором, гораздо одареннее известного всем Моцарта…

– Я не могу их сравнивать, каждый хорош по-своему. У Моцарта просто была жизнь короче. Но если мы будем слушать симфонии Гайдна, найдем просто бездну гениальной музыки. Его, правда, нужно слушать больше.

– Сергей, могли бы вы рассказать, что происходит сейчас в мире классической музыки, обозначить какие-то тенденции?

– Я знаю, что современные музыканты внедряются в среду исторической музыки, возвращаются к истокам. Собираются малые коллективы, оркестры, для того чтобы играть, например, сонаты Баха с исторической точки зрения. Сейчас также правит разнообразие форм, эпох. Какие-то направления трудно выделить.

– Что нужно исполнителю классической музыки для того чтобы стать известным?

– Нужно хорошо играть и, к сожалению или к счастью, иметь хорошую бизнес-жилку, продвигать себя, много времени тратить на организационные вопросы.

– В этом есть немного от шоу-бизнеса, не так ли?

– Как и везде. Есть очень много хороших музыкантов, которые остаются в безвестности, потому что не всегда приятно себя пиарить. Я думаю, что и в классической музыке произошла американизация. Вышла даже такая книга – «Конец классической музыки», потому что сейчас большое значение стали иметь деньги, гонорар за выступление. Все превратилось в коммерцию. Жизнь многих великих композиторов была очень трудной, и признание приходило порой уже поздно. А теперь какой-нибудь исполнитель играет их музыку, и публика начинает носить его на руках.

– Всегда казалось, что мир классической музыки по-другому устроен…

– Он изменился. Сейчас выживают сильнейшие. А еще большую роль играет внешность. Агенты так об этом и говорят. Представьте, что часто выбирают солиста по фотографиям, насколько он симпатичен. Такого раньше не было. Мы слушали музыкантов, которые замечательно играют, и никогда не задумывались, как они выглядят. А сейчас публику притягивает фотография солиста на плакате.

Биографическая справка

Сергей Истомин закончил школу им. Гнесиных, Московскую консерваторию им. Чайковского (класс В. Фейгина). Позже продолжил курс усовершенствования по виоле да гамба и барочной виолончели в Оberlin Conservatory и известном Институте барочной музыки в США. Много выступает с сольными и камерными концертами в Европе и Северной Америке. В репертуаре Сергея – музыка барочного, классического, романтического периодов, а и также музыка наших дней.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выступления:

В Германии найдено фортепиано Моцарта

News image

В Германии было найдено фортепиано, на котором предположительно играл Вольфганг Амадеус Моцарт. Инструмент был создан в 1775 году и, по оценкам эксп...

Пласидо Доминго продлил контракт с оперой Лос-Анджелеса

News image

Выдающийся тенор современности испанец Пласидо Доминго останется на посту генерального директора оперы Лос-Анджелеса до 2013 года включительно. С...

Высоким слогом русского романса

News image

Altera Musica - единственный ансамбль такого рода в Самаре. Но за 12 лет существования его успели узнать и оценить во многих городах России и за гра...

Оркестры и проекты:

News image

Лучшие оркестры мира

Был составлен рейтинг самых лучших оркестров мира. Британский престижный журнал под названием Gramophone, который во все времена...

News image

Симфонический оркестр Словенского радио и телевидения

Симфонический оркестр Словенского радио и телевидения (словен. Simfonični orkester RTV Slovenija) — симфонический оркестр, ...

News image

Олег Лундстрем является руководителем старейшего в мире джазового оркестра

В тридцатые годы весь мир просто охватила настоящая джазовая лихорадка. Лундстрем на протяжении первого времени к столь модному ...

News image

Саксонская государственная капелла

Саксонская государственная капелла (нем. Sächsische Staatskapelle) — симфонический оркестр, располагающийся в Дрездене и ос...

News image

Хартфордский симфонический оркестр

Хартфордский симфонический оркестр (англ. Hartford Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, базирующийся в Харт...

News image

Филармонический оркестр Южной Вестфалии

Филармонический оркестр Южной Вестфалии (нем. Philharmonie Südwestfalen) — немецкий симфонический оркестр, базирующийся в г...